Автовладельцев ждут перемены: законодатели утверждают новую методику расчета ущерба, причиненного автомобилю в результате ДТП. Законопроект находится на рассмотрении в мажилисе.
Что происходит сейчас: оценщик делает оценку ущерба после ДТП, которая является обязательной для страховой компании, страховщик производит выплату и не влияет на процесс оценки. Как результат — растет количество «договорных» завышенных выплат.
Что поменяется в ближайшем будущем: автовладелец и страховщик будут вместе определять размер страховой выплаты на основе единой методики и с применением специализированных программ.
По мнению страхового омбудсмана Виталия Веревкина данное изменение позволит уменьшить количество споров между страховой компанией и автовладельцами, а заодно сделает справедливым процесс расчета убытков.
– Это позволит избежать неадекватной оценки материального ущерба после ДТП, а также оградит страховые компании и автовладельцев от возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных оценщиков.
– Расскажите подробней о том, как система будет работать?
– Человек приходит в страховую компанию, показывает разбитую в ДТП машину и вместе со страховщиком составляет смету на ремонт. Стоимость восстановительного ремонта автоматически определит программа. Программа включает в себя информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часов на работы. Там все просто и понятно. Меняя систему и предоставляя страховщику возможность самостоятельно определять размер убытка, мы решаем очень важную задачу – выводим рынок страхования автовладельцев в нормальную конкурентную среду. Мы делаем его понятным, четким и справедливым. Страховщику будет предоставлено право самостоятельно определять размер страхового убытка, при этом он не будет делать оценку, а будет только составлять смету на восстановительный ремонт.
– Первое сомнение в этом новшестве — насколько справедливые рыночные цены заложены в программу?
– У каждого официального дилера есть рекомендованные розничные цены, в программе они бьются с разницей в 5%.
– То есть в программе заложена стоимость новых деталей? А если машине, к примеру, более 10 лет, будет ли при определении ущерба учитываться процент износа деталей?
– Коэффициент износа остается. Если убирать износ, то и тарифы за страховку будут совсем другие.
– То есть дверь 10-летнего авто, которая в результате аварии пришла в негодность, может быть оценена в 10% от стоимости точно такой же новой двери?
– Меньше 25% дать не могут.
– Но за 25% от стоимости не купишь даже дверь в состоянии б/у.
– По-разному бывает. Бывает, что купишь, а бывает, что и нет. Вообще, вопрос износа очень философский, мы даже в Верховном суде не смогли толком в нем разобраться.
– То есть все те изменения, которые сейчас проходят согласование в мажилисе, в основном направлены на то, чтобы защитить страховщика от мошенничества оценщиков?
– С одной стороны, да, но с другой… Если вы приходите в страховую компанию, пишите заявление на определение размера убытков и вам тут же его определяют – это хорошо или плохо? Вообще изменения направлены на установление нового порядка урегулирования страхового убытка в результате ДТП.
– Хорошо, если справедливо определят. К сожалению, очень часто клиенты страховых компаний недовольны суммой возмещения — полученных денег не хватает на полноценный ремонт.
– Денег может и не хватить на полноценный ремонт, если пострадавшая в ДТП машина имеет существенный износ, и при этом не важно кто делает оценку – оценщик или страховщик. За счет обязательной страховки нельзя из старой машины сделать новую, поэтому недовольные суммой страховой выплаты будут всегда. Другой вопрос – это сроки и порядок получения страховой выплаты. Нынешняя редакция закона об обязательном страховании автовладельца не содержит четких положений по организации процесса оценки ущерба при ДТП и порядка проведения страховой выплаты. Сейчас сам процесс занимает достаточно много времени: человек приходит в компанию, его направляют на оценку, оценщик ждет три дня, затем извещает других лиц и делает калькуляцию. Проходит неделя. Если человек не согласен с оценкой, то опять проходит весь этот круг заново.
– Допустим, страховая компания с помощью программы, оценила стоимость восстановления автомобиля, а клиент недоволен. Тогда как быть? Возможно, оспорить такое положение дел в суде?
– Тогда человек идет в независимую оценочную компанию. Но поскольку предполагается, что все будут использовать единую методику оценки, то разница в расчетах страховщика и оценщика не должна быть значительной.
– То есть оценщики на рынке все же останутся?
– С введением нового порядка урегулирования убытка при ДТП и методики расчета восстановительного ремонта по ГПО ВТС, услуги оценщиков будут практически невостребованы. Давно пора уходить от диктата оценщиков, с помощью которого они зарабатывают себе не только на хлеб с маслом, но и на икру черную. Мошеннические коррупционные действия вымывают активы страховых компаний, что напрямую влияет на их убыточность. Сейчас будет меняться алгоритм урегулирования страхового случая. Мы делаем его понятным, четким, справедливым. У автомобилистов будет больше шансов на справедливую компенсацию по полису. Страховщику и автовладельцу будет предоставлено право самостоятельно определять размер убытка, а найти взаимоприемлемое решение в переговорном процессе всегда проще, чем в суде.