В тихой политической жизни страны 14 февраля произошли большие перемены. Ассамблея народа Казахстана предложила провести в этом году досрочные президентские выборы. Заместитель председателя АНК Анатолий Башмаков аргументировал это тем, что в 2016 году может произойти совпадение выборов президента и парламента, а также отметил, что в 2016 году может быть пик мирового экономического кризиса.
Понятно, что это было только предложение Ассамблеи, но также очевидно, что оно не могло быть простой случайностью. Это, несомненно, тщательно продуманное решение. Собственно, и выбор момента также весьма неслучаен. Заметим, что как раз за несколько дней до предложения ассамблеи в Астане 11 февраля прошло расширенное заседание правительства. На нем и
обществу, и истеблишменту страны был послан четкий сигнал, что в Казахстане не будет девальвации по российскому сценарию.
Очевидно, что всем в стране не хватало именно определенности в отношении экономического курса правительства, особенно в части его реакции на экономические проблемы России. Население восприняло эту новость с большим облегчением, чего нельзя сказать про экспортеров и некоторую часть казахстанского бизнеса, которая испытывает серьезное давление со стороны резко подешевевшей после девальвации российской продукции. Но очевидно, что даже бизнесу проще, когда есть определенность хотя бы на краткосрочную перспективу.
Вот и обществу также нужна большая определенность в отношении перспектив политического курса страны. Тем более что ситуация вокруг нас становится все более нестабильной — тут и события в Украине, и конфликт России с Западом, и угроза нестабильности на Ближнем Востоке, и опасения по поводу Афганистана.
Поэтому чем быстрее ситуация станет понятной, тем проще будет населению. Потому что
большая часть общества не хотела бы рисковать своим нынешним положением, она опасается любых потрясений.
Даже события в Украине, которые вызвали идеологический раскол на территории бывшего СССР, что бумерангом затронуло и нас в Казахстане, воспринимаются в первую очередь как проявление нестабильности.
Кроме того, никто действительно не знает, что будет с мировой экономикой, а также с ценами на нефть и другими предметами казахстанского экспорта в среднесрочной перспективе. Мировая экономика ощутимо замедляется, экономический рост Китая постепенно падает, растут риски в связи с возможными проблемами в его банковском секторе, где вполне может быть образовался большой «мыльный пузырь». Очевидно, что в этот период лучше войти с сильным руководством страны.
Важно также, что мы находимся в очень неспокойном месте планеты, где ведется конкурентная борьба между великими державами при участии влиятельных региональных государств. В такой ситуации очень важно сохранить субъектность внешней политики, иметь свободу внешнеполитического маневра. А для этого необходима преемственность курса на многовекторность и умение маневрировать между интересами противостоящих друг другу держав, которое Казахстан уверенно демонстрировал в последние десятилетия.
Так что во всех смыслах предложение Ассамблеи вполне логично. Провести выборы в этом году позволит и государству, и обществу получить столь необходимую им определенность.
С началом работы Евразийского экономического союза в Казахстане чрезвычайно остро встал вопрос: что теперь со всем этим делать? По большому счету, мы оказались заложниками ситуации. Если мы просто будем следовать за экономической ситуацией в России, то тогда нам надо девальвировать тенге до российского уровня или хотя бы приблизиться к нему. Но для нашего общества это будет шок. При этом девальвация на двадцать процентов просто не имеет смысла. К тому же мы не знаем, а если завтра рубль еще упадет?
Если мы не будем следовать примеру России, тогда начнутся проблемы у местных производителей и экспортеров, снизятся поступления налогов в бюджет, упадет экспорт в Россию, ухудшится экспортно-импортный баланс и вырастет безработица.
Здесь стоит отметить, что основные нефтедобывающие страны, хотя и потеряли часть стоимости своей валюты, но нигде ее падение не достигало таких масштабов, как в России. Понятно, что Москва решала свои тактические вопросы. В первую очередь это задача наполнения бюджета. Девальвация позволила увеличить рублевые доходы государства за счет продажи по новому курсу валютных доходов от экспорта нефти. Правда, в долларовом эквиваленте бюджет России сократился почти в два раза, но все обязательства в рублях в 2014 году были выполнены.
В 2015 году такой трюк больше не пройдет. Побочным эффектом от девальвации стал рост цен, хотя официальные власти в России говорили, что это не скажется на потребителях, потому что они получают доходы в рублях и расходы у них тоже в рублях. Но девальвация все равно ведет к росту цен и ухудшению экономического положения населения, потому что даже в российской продукции — от картофеля до автомобилей — много импортных составляющих. Кроме того, сокращение импорта снижает уровень конкуренции, что ведет к росту цен.
В 2015 году российским властям придется принимать решение, что делать дальше? У них есть возможность перейти к политике изоляции, начать предоставлять экономике ликвидность от государства, отказаться от свободного движения капиталов. Возможно, что и перейти к государственному регулированию некоторых экономических процессов. В этом случае станет неизбежным усиление инфляции, вероятно введение целого ряда курсов валюты. Примерно то, что происходит сегодня в Венесуэле.
Можно также ничего не делать. Оставить нынешний курс и либеральных экономистов в правительстве. Но тогда в отсутствии доступа к внешним рынкам капитала это приведет к снижению деловой активности, росту проблем у банков, сокращению потребительского спроса, закрытию многих компаний из сферы услуг.
Почему все это важно для нас в Казахстане? Потому что мы вынуждены оглядываться на Россию и принимаемые ею экономические решения. Конечно, еще не дошло дело до согласования с Москвой валютных курсов, о чем говорил Петр Своик, но
учитывать российскую политику мы теперь обязаны. Потому что у нас даже зерно сейчас выгоднее покупать в России, чем в Казахстане, не говоря уже о курице и молоке.
11 февраля на расширенном заседании правительства стало понятно, что в вопросе определения курса тенге мы не будем следовать российскому примеру. Президент Нурсултан Назарбаев заявил, что государство постарается не допустить резких колебаний курса тенге. Это решение вызвало облегчение в широких массах населения. А об отдельных производителях, наверное, должно теперь позаботиться государство. Например, для того чтобы дождаться того момента, когда в России вырастут цены и наша продукция снова станет конкурентоспособной. Потом мы все равно не сможем угнаться за российской кредитно-финансовой политикой, потому что у России другие задачи и другие экономические приоритеты.
Статья любезно предоставлена журналом «Центр Азии».