Известный поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов попал под огонь казахской прессы, заявив в конце прошлого года в интервью радио «Азаттык» буквально следующее: «Если мы будем полностью независимы, то это грозит большой опасностью для Казахстана». Одни обвиняли поэта в предательстве национальных интересов, другие — выступили в его защиту. И вот наконец-то сам Сулейменов пояснил, он что он имел в виду. Его беседа с поэтессой, членом Союза журналистов Замзой Коныровой опубликована в газете «Қазақ әдебиеті».
– В последнее время вопросы патриотизма обострились, Украину трясет. Такие настроения наблюдаются и в Казахстане. Некоторые молодые журналисты даже обвинили Вас в том, что вы говорите речи, противоречащие понятию патриотизма. Так, в газете «Туркестан» журналист Есенгуль Капкызы написала: «В своем интервью радио «Азаттық» на русском языке гражданин мира Олжас Сулейменов заявил, что боится полной независимости Казах Ели. Это не первый случай, когда Олжас Сулейменов негативно отзывается о независимости казахов, о казахском языке. Великая личность, перед которой весь мир склоняет голову, не стоит на защите интересов нации, а принимает сторону империалистов». Вы уже долгое время избегали устных бесед с журналистами, поясняя это тем, что письменные интервью дают возможность наиболее полно раскрыть проблему, чем односложные ответы на вопросы, которые неосведомленные люди могут понять поверхностно. И вот ваши устные ответы на вопросы корреспондента радио привели именно к таким последствиям. Вы помните вопросы и свои ответы на них?
О.С. – По-моему, вопросы задавались и на казахском, и на русском языках. Чтобы люди правильно поняли, нужно было давать мой ответ, а не перевод. Вообще, чтобы не вводить в заблуждение тысячи слушателей и читателей, такие сложные понятие как «свобода», «независимость», особенно, «полная независимость», не стоит обсуждать в открытом информационном пространстве, где большинство пользователей не имеют достаточной подготовки.
Прежде чем браться за решение задач высшей математики в политике, нужно освоить таблицу умножения в политике. Что означает «полная независимость» казахов в многонациональном Казахстане?
Возможна ли полная независимость сейчас или в будущем 10 миллионов казахов в составе государства, чье 17-миллионное население состоит из представителей более сотни национальностей?
Журналисты, прежде чем мечтать о невозможном, должны были осмыслить эти цифры. Поэтому опасаюсь, что среди молодежи может распространиться пустая фантазия. Нельзя забывать, что в мире нет ни одной полностью независимой нации и никогда не будет — это как 2х2=4.
В СНГ есть только одно государство, которое состоит только из одной нации, это Армения. Там почти 100 процентов жителей — армяне. Можно ли назвать их полностью независимой нацией? Счастливы ли они по-настоящему? Нет. Они, как и другие народы, зависят от ближних и дальних соседей! Всю жизнь живут ожиданием опасности.
Давайте представим, как мечтают некоторые наши наивные соотечественники, что на огромных просторах родной земли с ее несметными богатствами останутся только казахи с их небольшой численностью. Что нас будет ждать в будущем? Сможем ли мы стать полностью независимой счастливой страной?
А я вам предскажу, что будет. Мы разъединимся.
С прошлых веков у нас до сих пор не сформировано национальное сознание, объединяющее народ. Пока наблюдается доминирование родства, (от третьего до седьмого колена) землячества, деление на родовую и жузовую принадлежность, это мнение не сможет оспорить ни один политик. Когда некоторые «патриоты» начинают горячо говорить о «полной независимости», я сразу понимаю, что за его пламенной речью кроется родство, землячество, родовая, в крайнем случае, жузовая принадлежность.
Наверное, нет тех, кто не слышал о будущем Адайстане или других подобных проектах в разных концах казахской земли.
Пока нас объединяет Четвертый жуз – многонациональный народ нашей республики. Чтобы сохранить целостность казахского народа, нам нужно беречь, как зеницу ока, этот Четвертый жуз.
Фантазия о полной независимости для любого народа — опасный политический инфантилизм. Точнее сказать, детская наивность. А что нужно делать настоящим патриотам Казахстана? Надо стараться, чтобы народ республики осознал, что он взаимозависим в межнациональных и межклассовых отношениях. Это — главное условие нашей целостности. Это — гарантия будущего казахского народа. Нации нашего народа, как органы одного тела, взаимозависимые. Такова высшая цель многонационального общества!
Сердце, печень и почки не могут мечтать о полной независимости от других органов. Доходчивое разъяснение и помощь народу в осознании этой формулировки – обязанность власти (с использованием потенциала экономической и внутриполитической грамотности) и творческой интеллигенции. Мы постепенно начинаем осознавать закономерности развития всеобщей взаимозависимости. Мы не должны забывать постоянно совершенствовать свои познания о взаимозависимости с ближними и дальними соседями по планете. Сможем ли мы быть полностью независимы от России, с которой нас связывает тысячелетние взаимоотношения, официальная общая граница протяженностью 7 тысяч километров? Или от Китая? А также от кыргызов, узбеков, туркменов, азербайджанцев? Ни сейчас, ни в будущем не сможем быть! Кроме того, только глубокое осознание нашей взаимозависимости друг от друга позволит нам создать приемлемые условия для мирного сосуществования и развития.
Такова моя философия, которую я впервые озвучил в своем докладе в 1979 году в Ташкенте на конференции Ассоциации писателей стран Азии и Африки. С тех пор, постоянно совершенствуя свою позицию на всех континентальных и международных конференциях, я убеждаюсь в правоте своей точки зрения.
До распада Советского Союза я, как член Международного трибунала, осуждающего расовую дискриминацию, объездил страны Африки, Азии и Южной Америки – Анголу, Мозамбик, Эфиопию, Руанду, Афганистан, Камбоджу, Ливан — охваченные войной. В 90-е годы с миротворческой миссией посетил Азербайджан, Грузию, Чечню, Ингушетию, Молдову, Таджикистан, где шла война. И тогда я заметил, что
война в этих странах со смешанными нациями началась из-за неопытности политиков, которые хотели добиться полной независимости этносов друг от друга.
Такова и нынешняя ситуация на Украине. И я удивляюсь тому, что находятся люди, которые мало что знают о межнациональных отношениях, но тем не менее, публично обвиняют меня. При этом в стране нет ни одного казаха, участвовавшего в разрешении хотя бы одного сложнейшего конфликта, приведшего к войне, имеющего опыт в достижении мирных соглашений. Но они обвиняют меня в предательстве национальных интересов, называют непатриотом и учат жизни!
И еще хочу добавить: не только казахи и наше государство, имеющее 17-миллионное население, с его несметными богатствами – нефтью, металлами, золотом, серебром, ураном, углем, с территорией 2 миллиона 700 тысяч квадратных километров, где есть все элементы таблицы Менделеева, с сотней миллионов гектаров орошаемых земель, — не может быть полностью независимым, но и соседи – Россия с населением 150 миллионов, Китай – 1 миллиард 300 миллионов, Узбекистан – 30 миллионов человек и другие.
Кто нам позволит отдельно владеть такими несметными сокровищами, которые мы сами не сможем самостоятельно освоить? Сказать честно, нас спасет исторически сложившаяся дружба с Россией! Настоящие казахские патриоты должны признать это, а те, кто пытается разрушит эту дружбу, действуют во вред будущему Казахстана.
– Мы народ, который издревле занимался сельским хозяйством. В ХХ веке немало казахов стали городскими. Однако подавляющая часть до сих пор живет в аулах. Такое разделение народа не может не влиять на его сознание и взгляды. Некоторые «социологи» называют мамбетами молодежь, приехавшую в город учиться, а тех, кто вырос в городах — шала-казахами. Как вы относитесь к этому?
– В сознании тех, кто вырос в ауле, развито чувство родства, родоплеменной принадлежности. У молодежи, прибывающей в столицу (в Астану или Алматы), формируется понятие жузовой принадлежности. С течением времени такие зыбкие познания начинают формировать национальное сознание. Потому что в городе тех, кто прибыл из аулов, воспринимают не как потомков какого-то рода или жуза, а как казахов. Такие взаимоотношение дают людям понимание того, что они прежде всего казахи, а только потом представители того или иного жуза или рода. Национальное сознание «мамбета» развивается таким сложным путем. А модель «шала-казаха» проста.
Я родился в Алматы. Вырос среди русских, уйгуров, узбеков и представителей других национальностей. В нашей семье никто не помнил, из какого жуза, рода мы происходим. Знали только, что мы — казахи. И окружающие часто напоминали нам об этом. Иногда нам, мальчикам, так сильно напоминали, что мы постоянно ходили со сжатыми кулаками.
По сравнению с аулчанами, национальное самосознание городских казахов развилось раньше. Сказать точнее, чужая среда принуждала к патриотизму.
Хотелось гордиться своим народом. Поэтому я ударился в историю, стал искать сведения, возвышающие, возвеличивающие мою нацию. Больше полувека из мировых источников по крупицам собирал необходимые данные. Получилось так, что мои крупицы оказались слитком золота. Сейчас хочу, сгруппировав все эти сведения в книге «1001 слово», создать исторический портрет настоящего казаха, который возвеличит доблесть и национальный дух. Было бы хорошо, если мои соотечественники, которые следят за каждым моим словом, обратили внимание на этот мой многолетний труд.
Одна из критических статей в мой адрес, опубликованных в газете «Туркестан», лежит передо мной. Хочу привести отрывок:
«Олжеке не изменился, и сегодня он остается верным своим принципам. Он подвергает сомнению единение нации, способность формирования отдельной страны, боится абсолютной свободы. Когда-то точно такую же идею высказывал и великий сын кыргызского народа Чингиз Айтматов. Если личности, на которые надеется народ, боятся независимости, то и у простого народа, бесспорно, уменьшится вера в будущее», – пишет Есенгуль Капкызы.
Считаю не лишним предупредить Есенгуль Капкызы, что прежде чем что-то говорить человеку, умудренному жизненным опытом, способному предвидеть будущее, проанализировать прошлое. Я достиг такого возраста, когда знаешь истинную цену каждого сказанного слова.
Чингиз Айтматов верил в независимость Кыргызстана, но этот термин он понимал иначе, чем те, кто боролся за власть и богатство. Он был против «абсолютной независимости» своего народа, поскольку предвидел, что лидеры Севера и Юга, состоящие из нескольких родов и мечтающие об «абсолютной независимости», разделят страну на две части. Нынешние образованные кыргызы верят в Чингиза. Я это знаю.
Источник: Қазақ әдебиеті