Китай выводит внешнюю торговлю на новый уровень. С призывом усовершенствовать меры по обеспечению стабильного роста внешней торговли выступил вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян. Цель Поднебесной — расширить (и без того немалый) импорт передового технологического оборудования, ключевых комплектующих элементов и потребительских товаров.
В числе других необходимых мер вице-премьер назвал также ускорение темпов развития торговли услугами, наведение порядка в области импортно-экспортных сборов, поощрение участия предприятий в инфраструктурных проектах за рубежом. А то, что говорит партия — будет исполнено. Так уж повелось в этой стране.
25 февраля из портового города Ляньюньган в китайской провинции Цзянсу в Казахстан отправился первый грузовой поезд. Дважды в неделю по новой железной дороге в Казахстан будут отправляться автозапчасти, электроника, товары повседневного спроса и товары медицинского назначения из Китая, передает newsru.com. «Грузовое железнодорожное сообщение снизит затраты и время на транспортировку и послужит стимулом для развития «экономического пояса Шелкового пути» и экономики прилегающих к дороге стран», — сообщил генеральный директор китайско-казахской международной логистической компании Лю Бинь.
В ноябре 2014 года было открыто железнодорожное сообщение между Мадридом и городом Иу в провинции Чжэцзян, где находится крупнейший с мире оптовый рынок товаров народного потребления. В апреле прошлого года открылось сообщение между городом Чунцин в центральной части Китая и немецкий Дуйсбургом.
Новая железная дорога прокладывается и через всю Турцию от северо-восточной границы до северо-западной. В прошлом году был запущен тоннель под Босфором, который соединил транспортные системы Европы и Азии. Кроме того, Китай ведет переговоры по строительству магистрали через всю Азию. Маршрут может быть продолжен от Алматы до побережья Каспийского моря, а далее, после паромной переправы, через Азербайджан и Грузию до Турции. Новый «Шелковый путь» сможет соединить через железнодорожное сообщение Китай и Европу, в обход территории России.
При этом Россия продолжает оставаться в зоне повышенного интереса КНР. Китайские инвесторы интересуются сельскохозяйственной тематикой, переработкой природных ресурсов, ритейлом, а также транспортно-логистическими цепочками, пишет РБК. Но одной из главных экономических новостей стало заявление вице-премьера РФ Аркадия Дворковича о готовности России продать Китаю 50% (!) акций стратегических нефтегазовых месторождений, кроме шельфовых. «Если будет запрос, будем серьезно рассматривать, я политических препятствий не вижу», – заявил Дворкович в ходе Красноярского экономического форума, передает ТАСС.
Напомним, в начале ноября 2014 года «Роснефть» уже подписала рамочное соглашение о продаже китайской CNPC 10% в проекте по освоению одного из крупнейших в России Ванкорского месторождения. Источники оценили эту сделку в $1 млрд.
Китай целенаправленно продолжает финансовую экспансию Центральной Азии, щедро инвестируя в экономику государств региона солидные деньги, пишет ЦентрАзия. Этим целям подчинены и созданные Пекином фонд развития проекта «Экономический пояс Великого шелкового пути» с уставным капиталом в 40 млрд. долларов и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с капиталом 50 млрд. долларов. Выступая на заседании глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане, китайский премьер Ли Кэцян рассказал, что только с Казахстаном заключены контракты на сумму 14 млрд долларов. А в кулуарах саммита он предлагал остальным участникам ШОС решить проблему банка путем создания нового фонда «Китай-Евразия» с капиталом 20 млрд. долларов для финансирования совместных проектов в регионе. Туда смогут вступить все желающие, подчеркивал китайский чиновник.
Всего, по подсчетам портала Биржевой лидер, объем накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из КНР в государства Евразийского союза с 2009 по 2013 годы увеличился с 11,02 миллиарда долларов до 24,68 миллиарда долларов. Однако при этом 22,57 миллиарда долларов (91,5 процента общей суммы) приходятся именно на Казахстан.