Звания профессоров и доцентов получают те, кто их не заслужил, а Минобразования гордится несуществующими результатами. К таким выводам пришли доктор PhD Данияр Сапаргалиев и ректор Almaty Management University Асылбек Кожахметов после проведенного исследования.
Министерство образования и науки официально заявляет: 2000 публикаций в международных научных журналах сделали казахстанские ученные в 2014 году. На деле же, согласно всемирной наукометрической базе Scopus, публикаций было 1942. Из них журнальных – 1606, а материалов конференций, глав в книгах, книг, патентов и т.д. – 336. Стоит отметить, что статья в научном журнале — это первичная литература и вверх достижения работы ученного. Все остальное в расчет в научных кругах не берется.
Получается, Минобр слегка так округлил и приписал. Но это еще не все.
Из 30-ти ученых, получивших в прошлом году почетное звание «профессор», только 7 соответствуют требованиям. Это удалось выяснить Данияру Сапаргалиеву и Асылбеку Кожахметову, сравнив приказы о присуждении звания и наукометрические базы Scopus и Web of science.
— Мы проанализировали данные с сайта Комитета по контролю в сфере образования и науки и данные с наукометрических баз, — комментирует ситуацию Данияр Сапаргалиев, доктор PhD по специальности «Педагогика и психология». — Получилось, что
у нас большинство профессоров и доцентов публикуются в фальшивых изданиях. Мы не можем найти фамилии этих ученых в интернете.
— Из 30 человек, кому было присуждено звание профессор, только у 7-х мы смогли найти подтверждающие статьи, — говорит Сапаргалиев. — У доцентов из 19 человек только двое соответствуют требованиям. Большинство не соответствует даже правилам Минобразования. Это говорит о том, что при присуждении ученых степеней скорей всего учитывались публикации в нерецензируемых изданиях. Наши ученые часто говорят, «я вот такой известный и знаменитый», но при этом его нет в системе Google Scholar, нет в базе Web of science или базе Scopus. А если вас там нет, значит, вы не находитесь в научном поле. Вы не можете считаться известным ученым.
Дело в том, что в 2011 году Казахстан взял курс выхода на мировую научную арену. К слову, до этого момента республика была на ней представлена десятком видных ученых. Прогресс шел, но видимо не так быстро, как хотелось чиновникам, а потому был издан указ: «Для получения звания «профессор» необходимо опубликовать как минимум 3 статьи в журналах с ненулевым импакт-фактором. Для получения звания «ассоциированный профессор» (доцент) необходимо опубликовать как минимум 2 статьи в журналах с ненулевым импакт-фактором».
Казахстанских ученых часто ловят на тщеславии и обманывают. Именно поэтому их научные статьи публикуются в «хищных» или фальшивых изданиях. Это журналы-однодневки, у которых нет импакт-фактора, и они не пользуются уважением среди ученых, но при этом им удается убедить своих жертв в том, что публикация на страницах такого издания будет иметь научный вес.
— Казахстанский ученный столкнулся с тем, что в Министерстве образования ему говорят: «То, что вы раньше летали в Москву и Петербург и там выступали, уже не засчитывается, — продолжает раскрывать тайны увеличения числа присуждения ученых степеней Данияр Сапаргалиев. — Нам нужно, чтобы вы выступали на международном уровне.» Соответственно, человек начинает этот уровень искать и натыкается на «хищные» издательства. Там тешат их самолюбие и тщеславие, называя «гениальными учеными», публикуют их работы, но за деньги. Понимаете, хороший журнал с именем и репутацией публикует только самые хорошие работы, и попасть на страницы такого издания достаточно сложно. Им не нужны деньги, им нужны идеи. Приходится бегать за редактором. С «хищниками» проще, они сами на тебя выходят, дают красивый сертификат, всячески тебя расхваливают, но берут деньги. Но наши соотечественники, как правило, к этому готовы.
Бывает и по-другому. В базе Web of Science индексируется более 11 000 журналов, в базе Scopus — около 20 000. В этих базах существует статистическая погрешность, благодаря которой в их списки попадают и «хищные» издания, но число их там относительно невелико, примерно 10 «хищников» на 2000 действительно научных изданий. Странно только, что именно казахстанские авторы каким-то образом из 20 000 журналов находят «хищные», и в них публикуются. Более того, по статистике, Казахстан занимает лидирующие позиции в мире по количеству статей, опубликованных в нерецензируемых изданиях. Потому что в серьезные не берут.
— Почти половина статей наших ученых публикуются в мусорных изданиях, — рассуждает Данияр Сапаргалиев. — А это позор для страны, потому что потом из этих данных складывается страновая статистика — институциональная и авторская. А суть в том, что всем от этого хорошо – министерству хорошо, рост идет скачкообразный. Ученым тоже хорошо — звания получаем, степени получаем. Плохо только Казахстану. Потому что количественные показатели сделали хорошую репутацию всем внутри республики, но, по сути, сейчас происходит девальвация национальной науки. И это происходит в последние 2-3 года. Такими темпами нас скоро будут воспринимать как одну из третьих стран мира, где только зарождается наука. В мире это называется «иранская болезнь». И это не наука. Это скорей обман государства, обман мира. Меня как молодого исследователя эта ситуация задевает в личном плане. Я не хочу, чтобы про меня говорили:»Вот, приехал молодой исследователь из той страны, где все публикуются в фальшивых журналах». Не надо увлекаться количественными показателями, нужно смотреть на качественные достижения. А мы их уничтожаем своими руками. Министерство образования и науки должно следить чтобы ученые публиковались, и старались делать это в хороших рецензируемых журналах.
Если отбросить в сторону правила вежливости, то кажется очевидным: все это — отголоски коррупции. Если звания ученого добиться не получается, но очень хочется или надо для карьерного роста, то его можно купить. Опубликоваться в «хищном» журнале за деньги, набрать нужное число публикаций, и в Казахстане уже по-свойски решить все остальные вопросы с диссертацией, защитой и т.д. А во все эти игры с научными открытиями, серьезными исследованиями пусть бедняки играют, у которых денег нет звание купить.