Карагандинец Ардак Даткин получит 500 тысяч тенге от государства за незаконное привлечение его к уголовной ответственности. Он был арестован по подозрению в совершении убийства и просидел в СИЗО более полутора лет. И только во время судебного процесса Даткин сумел убедить присяжных в том, что невиновен. Затем он подал иск на 10 млн тенге в качестве компенсации морального ущерба. Эту сумму суд основательно срезал, что, впрочем, неудивительно, пишет газета «Экспресс-К».
За последние пять лет судами вынесены оправдательные приговоры в отношении 77 человек. Сколько из них попытались получить компенсацию за свои страдания, неизвестно. Но даже те, кто решился бороться за свои права, уже поняли: незаконно проведенные в неволе годы оцениваются в копейки.
Актюбинец Виктор Олейников до сих пор вспоминает допросы следователя Заводского отдела полиции, а также унижения в суде. Он пытался убедить служителей Фемиды, что не насиловал 17-летнюю Альбину Смирнову (данные жертвы изменены), но ему не поверили. В итоге суровый приговор: девять лет колонии. Спустя год Олейников все же доказал свою правоту – его оправдала коллегия по уголовным делам Верховного суда. Он потребовал 10 млн тенге компенсации, однако слуги Фемиды оценили его страдания в 500 тысяч тенге.
Помнится, в 2010 году широкий резонанс вызвало извинение председателя Павлодарского областного суда Ауезнура Каженова, которое он официально принес за незаконное осуждение двум жителям региона. Причем извинился публично – перед видеокамерами и диктофонами. Надо отметить, что процедура официального извинения предусмотрена в Уголовном процессуальном кодексе: за неправосудные решения извиняются не только судьи, но и следователи, и полицейские, и прокуроры. Вот только извинения в карман не положишь.
Видимо, поэтому зам-акима Атырауской области Салимжан Накпаев за свою честь стоял твердо: за полгода, проведенные за решеткой по обвинению в самоуправстве, он потребовал от местного ДВД 20 млн тенге компенсации. Правда, сумма иска судом была сокращена вдвое, но и эта компенсация до сих пор считается рекордной для нашей страны.
В Верховном суде прокомментировали практику изменения приговоров. Согласно статданным, за последние четыре года были отменены приговоры районных и приравненных к ним судов в отношении 1 464 человек. Суды вышестоящих инстанций, отменяя приговор, вправе прекратить дело, вынести новый обвинительный либо оправдательный приговор или направить дело на новое расследование. В пресс-службе Верховного суда особо отметили, что слуги Фемиды выносят приговор, руководствуясь законом, с учетом фактов, представленных в ходе судебного заседания. Кроме того, определенный процент пересмотров дел связан и с изменением законодательства.
В общемировой практике не ведется учет изменениям приговоров. Поэтому сложно оценить ситуацию с этой точки зрения. Вместе с тем в Казахстане, как и во многих западных судебных системах, существует многозвенная система рассмотрения дела: его могут разбирать до пяти раз и, как следствие, возможность судебной ошибки сведена к минимуму.
– Согласно закону, судьи могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в случаях нарушения ими законности, – говорят в Верховном суде. – Кроме того, согласно статье 350 УК, предусмотрена уголовная ответственность судей за вынесение заведомо неправосудного приговора.
При этом в Верховном суде подчеркивают, что размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из принципов справедливости и соразмерности, учитывая субъективную оценку гражданином тяжести причиненных ему нравственных и физических страданий.
Видимо, по этому принципу и решалась судьба жителя Астаны Даурена Бакиева (данные изменены), который был осужден по статье «мошенничество», но потом оправдан. Решением Сарыаркинского райсуда столицы в его пользу с государства было взыскано 300 тысяч тенге. Постановлением кассационной инстанции городского суда размер компенсации был увеличен
до 1 млн тенге.
– Отметим, что в течение последних лет из почти миллиона рассматриваемых ежегодно судебных дел более 98,6% судебных актов не подвергается отмене, – подчеркнули в пресс-службе Верховного суда.