В феврале в Министерстве обороны Казахстана сообщили о том, что планируется покупка в России истребителей-бомбардировщиков СУ-30МС. По данным газеты «Ведомости» уже подписан контракт на покупку четырех самолетов на общую сумму в 5 млрд рублей. Всего в Казахстан до 2020 года может быть поставлено до 36 самолетов СУ-30МС. Если сделка состоится, то это будет первая покупка новой авиационной боевой техники для ВВС Казахстана. До настоящего момента Казахстан только производил ремонт старых советских самолетов.
Понятно, что ремонт невозможно делать бесконечно. Тем более что ВВС Казахстана весьма активно эксплуатируют боевую технику, налет часов у наших летчиков один из самых больших в бывшем СССР. При такой эксплуатации техника рано или поздно начнет выходить из строя. Соответственно, в один прекрасный момент мы можем остаться без современной авиации. К примеру, казахстанские ВВС уже прекратили эксплуатацию фронтовых бомбардировщиков СУ-24. Похоже, их было уже невозможно больше чинить. Тем более многие самолеты падают даже после ремонта. Так случилось с истребителем МИГ-31 с карагандинской базы, который потерпел крушение вскоре после ремонта на Ржевском заводе в России. В Талдыкоргане падал также СУ-27. Кроме того, все истребители Миг-27, Миг-29 и Су-27 также уже довольно потрепаны.
Поэтому покупка новых самолетов давно напрашивалась. Но в Казахстане закупки военной техники – это отдельная и довольно детективная история. Поэтому было непонятно, когда Минобороны может захотеть обновить парк боевых самолетов и какие модели он предпочтет. Из летательных аппаратов до этого Казахстан покупал только вертолеты МИ-17, «Еврокоптер», а также транспортные самолеты С-295.
Вообще закупка самолетов для боевой истребительной авиации – это особый случай для любой страны, высший пилотаж чиновников от военных закупок. Обычно такие приобретения осуществляются на открытых тендерах, где страна объявляет о своих приоритетах. Например, нужен тяжелый истребитель «четвертого» или «четвертого плюс» поколения для завоевания господства в воздухе до 30 тонн грузоподъемностью с частичным размещением производства в стране. Тогда среди претендентов будут российские СУ-30. Или, наоборот, нужен легкий истребитель того же поколения, до 15 тонн. И тогда в конкурсе примут участие французский «Рафаль», как это было в недавнем тендере в Индии, российский Миг-29, шведский «Грипен», американский F-16.
Четвертое поколение истребителей-бомбардировщиков (использование одного или двух плюсов означает более современное оборудование, которое приближает самолет к пятому поколению) составляет основу парка многих стран мира. Из пятого поколения сегодня в строю только американские тяжелый F-22 и легкий F-35.
Здесь следует иметь в виду, что надо понимать, для какой цели вам нужен современный истребитель-бомбардировщик. Понятно, он должен иметь возможность вести бои в воздухе. Но
для такой страны, как Казахстан, нет необходимости иметь слишком много истребителей.
Это просто очень дорого и не по статусу. Но определенное количество иметь просто необходимо. В этой связи 36 самолетов может быть вполне достаточно.
Кроме того истребители-бомбардировщики могут нам понадобиться для ударов по земле, например, в случае появления каких-нибудь боевиков с юга. Но для этих целей лучше подойдет легкий истребитель, он эффективнее и дешевле в эксплуатации. Раньше у нас для этой цели были бомбардировщик СУ-24, штурмовик СУ-25 и Миг-27. Наверняка СУ-30 не сможет заменить все эти самолеты. Сами россияне производят для штурмовых целей бомбардировщик СУ-34, также они могут использовать учебно-боевой истребитель Як-130.
Важный момент, сколько мы готовы заплатить за новые самолеты? Западная техника обычно стоит весьма дорого. Тот же французский «Рафаль» стоил Индии почти 100 млн. долларов каждый. Правда, включая размещение производства, частичную передачу технологий и производство вооружения.
Российская техника тоже довольно дорогая. Например, СУ-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский) продавался Индии по 83 млн. долларов. Но на этом самолете много иностранных комплектующих. В частности, бортовой компьютер, радиолокационная станция и электроника в целом израильского и французского производства, список вооружения также расширен.
Однако в варианте СУ-30СМ (серийный, модернизированный) самолет поставлялся российским ВВС с 2013 года. При его производстве используются только российские комплектующие. Поэтому он дешевле, хотя в Интернете пишут, что он поставляется армии по 50 млн. долларов. Алжир купил 16 СУ-30МКА за миллиард долларов (62 млн. за штуку), Вьетнам в 2010 году приобрел 12 СУ-30МК2 за тот же миллиард (83 млн.). Но опять же сумма зависит от комплектации.
В этом смысле покупка четырех СУ-30 СМ за 5 млрд. рублей — это хорошая сделка. Каждый самолет обойдется нам в 18 млн. долларов, и это очень немного для такой машины. Правда, остается вопрос, продадут ли нам по этой цене все 36 заявленных машин? Возможно, что четырьмя машинами все и ограничится. Потому что сделка явно носит политический характер. Во-первых, сейчас у бюджета явные трудности, и везде, где только возможно, сокращают расходы. В этой ситуации покупка истребителей-бомбардировщиков не относится к разряду первоочередных задач. Можно было бы и подождать.
Во-вторых, самолеты были проданы по довольно низкой цене. Если их на самом деле поставят до конца года, то, очевидно, что их возьмут из того заказа, который сейчас осуществляется на заводе в Иркутске для российской армии. Иначе пришлось бы ждать год-два, если бы мы только что разместили заказ.
Статья любезно предоставлена журналом «Центр Азии».