Более 500 сотрудников военизированной аварийно-спасательной службы «Комир» на днях получили уведомление о планируемом сокращении. Это подразделение республиканского казенного предприятия обеспечивает безопасность на шахтах и рудниках Карагандинской области. В случае трагедии их задача — спасти людей и локализовать аварию. Однако АО «АрселорМиттал Темиртау» в этом году так и не заключило договор на обслуживание шахт, чего, к слову, требует Закон «О гражданской защите». Выходит, случись авария, спасать шахтеров будет некому.
О напряженных отношениях горноспасательной службы и АО «АрселорМиттал Темиртау» рассказал директор карагандинского филиала ВАСС «Комир» Геннадий Силинский. По его словам, ежегодно при заключении договоров возникают проблемы с компанией. Каждый раз представители угольного департамента пытаются снизить стоимость услуг ВАСС «Комира», ссылаясь на экономические трудности. В этом году АМТ вообще просит сократить расходы на содержание горноспасательной службы в два раза. А это значит, что как минимум 160 человек останутся без работы.
— В ноябре прошлого года генеральный директор компании Виджай Махадеван выходил с письмом на министра по инвестициям и развитию Асета Исекешева, чтобы рассмотреть вопрос снижения финансирования на 50 процентов от уровня прошлого года, — рассказывает Геннадий Силинский. — Это нереально, потому что основные затраты нашей службы (порядка 80 процентов) составляют выплаты по заработной плате. Ну и сопутствующие расходы — коммунальные, покупка необходимых материалов, ГСМ.
Министр инвестиций и развития давал ответ г-ну Махадевану о том, что не считает возможным сократить затраты, которые должны быть не ниже уровня прошлого года. Но компания, ссылаясь на мировой кризис, отказывается подписывать такой договор. Бойцы ВАСС «Комир» январь-февраль на голом энтузиазме продолжали обслуживать угольные предприятия компании, надеясь, что «завтра» все-таки заключат с ними договор. Но этого по сей день так и не произошло. С 10 марта 90 процентов коллектива отправили в вынужденные отпуски…
К слову, Закон «О гражданской защите» регламентирует, что все опасные производственные объекты обязаны заключать договор с профессиональными военизированными аварийно-спасательными службами либо создавать свою. Кроме того существуют правила обслуживания недропользователей, которые утверждены постановлением правительства в 2008 году, где расписано, как организовывается эта аварийно-спасательная служба. То есть в них прописано, что она обязана иметь и какие расходы нести. На сегодняшний день Карагандинский угольный бассейн обслуживают 2 горноспасательных отряда. Когда-то их было 5. Но с сокращением шахт была оптимизирована и горноспасательная служба, причем, до самого минимума. Дальше сокращать уже некуда.
— Гипотетически может случиться беда, и наших сил будет недостаточно, а взять недостоющие будет негде, — продолжает Геннадий Силинский. — С 10 марта мы вынуждены были отправить людей в вынужденный простой. С этого времени мы прекратили обслуживание угольных предприятий «АрселорМиттал Темиртау», прекратили отбор проб. Фактически сейчас шахты находятся на грани фола. Если в таком же режиме мы доработаем до 10 апреля, то встанет вопрос о том, чтобы разгонять службу либо отправлять людей в отпуск без содержания.
Речь идет о сокращении 90 процентов от всей численности штата (сейчас в службе работают более 500 человек). Но самое главное, что шахтеры Карагандинской области работают на свой страх и риск. Безопасное количество в воздухе метана никто гарантировать не может.
Известно, что с руководством АО «АрселорМиттал Темиртау» вели беседы и аким Карагандинской области, и министр по инвестициям и развитию. Однако воз и ныне там. В компании пока никак не прокомментировали ситуацию. Остается надеяться, что после праздников нам дадут официальный ответ. Пока же шахтеры и горноспасатели Карагандинской области находятся в подвешенном состоянии.