Жители садоводческого товарищества «Наурыз» поселка Каргалы Жамбылского района Алматинской области стали заложниками неразрешимой ситуации: из-за того, что их дома не признают жильем, решать бытовые и житейские проблемы приходится самим жителям и за свой счет. Это общие проблемы всех стихийно возникших микрорайонов и населенных пунктов. Местные акиматы пока не в силах решать их. А решать надо.
История садоводческого общества корнями уходит во времена Советского Союза. В то время эти участки были выделены работникам хлопчато-бумажного комбината, расположенного в поселке Каргалы, для ведения подсобного хозяйства. Однако сегодня от садоводческого товарищества осталось только название, здесь уже давно возведены жилые дома. Плотность населения очень большая. В основном здесь живут лица, прибывшие из Узбекистана, Каракалпакстана, Монголии, а также из различных регионов Казахстана.
В начале 2000-х годов земельные участки стали делить по 8 соток и продавать всем желающим. В 2002 году садоводческое товарищество прошло перерегистрацию и было образовано вновь — под названием «Наурыз». Площадь массива составляет 73 гектара, на которых располагаются 742 участка. Сегодня, не считая «времянок», здесь построено 560 жилых домов. В поселке проживает около 3 тысяч жителей. Но только 262 из них сумели зарегистрировать постройки и получить технические паспорта и другие полагающиеся документы. При этом все жители «Наурыза» имеют на руках госакты на свои участки. Поэтому и непонятно, что мешает строительству жилых домов в «Наурызе», который уже имеет столько жителей.
Поселок расположен по правую сторону дороги на выезде из поселка Каргалы в сторону Узынагаша. На въезде в селение красуется вывеска «Садоводческое товарищество «Наурыз». Хотя здесь здесь и установлена табличка, предупреждающая, что за выброс мусора налагается штраф в 50 тысяч тенге, обочина и окрестности проселочной дороги, ведущей в садоводческое общество, завалены мусором. Потому что табличка-то есть, а населенного пункта как бы и нет. Дома в обществе не признаны объектами индивидуального жилищного строительства, на них не распространяются общие коммунальные блага, в том числе и в виде регулярной «мусоровзки».
Но и кроме неубираемого мусора тут проблем хватает. По словам жителей аула и председателя садоводческого товарищества Естибая Айдарова, первая проблема – отсутствие питьевой воды. Здесь ее никогда не было. Летом для полива пускают воду по оросительным системам.
– Однако, – говорит Естибай Айдаров, – она не пригодна для питья. Что там говорить о «Наурызе», если даже поселок Каргалы не полностью обеспечен питьевой водой. Там есть коммунальное предприятие «Каргалы су». Но оно имеет только скважины, воду подают лишь на 4 часа в сутки. А когда вода придет в «Наурыз», неизвестно. Пока поселок не будет обеспечен питьевой водой, строительство индивидуального жилья, наверное, не разрешат.
Предприятие «Каргалы су» в этом году планирует обеспечит половину поселка питьевой водой. Вместо скважины намечено строительство станции. Скважина приносит только убытки, воду качают с глубины 350 метров. Рядом с запрудой в селе планируется установка водонапорной башни, которая решит проблему накопления воды и ее очищения. Башня позволила бы сделать возможным подачу воды в несколько мест «Наурыза». Однако ее строительство зависит от наличия средств. По нынешним подсчетам, для этого нужно 150 миллионов тенге.
Вторая проблема – дороги. В свое время представители сельского акимата при распределении земельных участков не учли строительные нормы и правила. По словам архитекторов, жители села из своих участков по 1,5 метра выделяли на строительство дорог. Однако такая мера дала всего 8 метров, чего, конечно, недостаточно. Согласно стандартам, для строительства дорог в населенных пунктах необходим участок шириной 10-15 метров.
– Наши постоянные просьбы об изменении назначения земли товарищества под ИЖС, кажется, возымели действия. Власти прислушались к нашим просьбам и разрешили оформление документов. И мы начали подготовку документов. Определили количество домов, подсчитали количество улиц и, подготовив документы, направили их в вышестоящую инстанцию, оттуда передали их на рассмотрение комиссии. Комиссия пришла к заключению, что наши улицы слишком узкие. Для перевода на ИЖС ширина улиц должна быть не менее 10 метров. Она должна позволять одновременное движение не менее двух автомашин, например, экипажей экстренных служб – кареты «Скорой медицинской помощи» и автомашины пожарной команды. Однако, почему представители компетентных органов – земельного комитета и отдела архитектуры и градостроительства – не предусмотрели эти нормы? Возможно, они руководствовались старыми строительными нормами и правилам, которые были потом обновлены, – говорит Естибай Айдаров.
Но самая большая головная боль жителей «Наурыза» – отсутствие школы. Здесь есть школа, которая граничит с аулом. Правда, она предназначена для одаренных детей. И проюлема не в том, что в «Наурызе» нет одаренных детей, а в том, что принимают туда учеников только после пятого класса. А учащихся начальных классов родители отвозят в школу, которая находится в 3-4 километрах от поселка. Из-за того, что нет выделенного автобуса, они вынуждены идти на поклон местным таксистам.
– Когда начался бум с автокреслами, таксисты отказывались возить детей. Вот тогда мы были в полной растерянности, не знали, как выйти из такой ситуации. И сейчас некоторые таксисты боятся возить детей без автокресел, – говорит мать троих детей Эльмира.
Естибай Айдаров говорит, чтобы покрыть потребность аула, акимат района обещал построить здесь школу на 1200 мест. Однако жители говорят, что к тому времени нынешние школьники, наверное, будут студентами. В Каргалы работает 5 школ. Председатель товарищества собирает подписи под обращением о выделении автобуса для школьников. Пока неизвестно, когда власти услышат мольбы жителей аула. Однако, по его словам, даже наличие автобуса не решить проблему. Строительство новой школы решится нескоро. Поэтому необходимо в школе для одаренных детей открыть начальные классы для разных детей «Наурыза». По словам аулчан, в трехэтажной школе обучается менее 400 детей. Между тем руководители районного отдела образования говорят, что эта школа находится в ведении областного управления образования. А посему предложение жителей «Наурыза» об открытии начальных классов в школе на окраине ауле так и не было принято.
Сколько именно в садоводческом ауле учащихся начальных классов, никто не знает, известно только, что детей школьного возраста 461.
Одна из активистов аула Тамара Кумар рассказывает, что для проведения электричества в аул каждая семья заплатила по 68 тысяч тенге. Однако проведенное электричество больше озадачивает, чем радует, и оплата за электроэнергию высокая:
– Если в конце прошлого года за один киловатт потребляемой электроэнергии платили по 18-19 тенге, то сейчас цена подскочила до 22 тенге. Компетентные органы объясняют это повышением тарифов на электроэнергию. Кроме того, ежегодно по 9 тысяч тенге платим садоводческому товариществу, еще нужно платить земельный налог. Смена назначения наших земель под индивидуально жилищное строительство избавила бы нас от этих трат и хлопот.
– Если наше товарищество переведут под ИЖС, содержание инфраструктуры аула власти возьмут на себя. Проведут канализацию, электроосвещение, водопровод, – подтверждает Естибай Айдаров.