Если о ситуации на Украине пишут россияне — это «имперский взгляд». Если сами украинцы — это «вброс профашистской хунты». Мы предлагаем нашему читателю взглянуть на экономические события этой страны глазами западных экспертов, журналистов из Washington Post. Их позицию можно описать двумя словами: «Украина — банкрот». Дословно:
«Украина – банкрот. Именно этот термин наибольшим образом применим к нынешней ситуации. И именно так называется страна, валюта которой потеряла половину своей стоимости всего за два дня.
Проблема на самом деле достаточно проста:
Украина не имеет денег и, по сути, действующей экономики.
Руководство страны уже ведёт переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) о выделении 15 миллиардов долларов помощи и «реструктуризации» долга – то есть о дефолте. Национальные запасы стремительно сократились до 6.42 миллиарда долларов, достаточных для покрытия всего 5 недель импорта товаров, в том числе продовольственных. При этом срок в три месяца считается абсолютным минимумом, чтобы сводить концы с концами.
Таким образом, украинские власти сильно запоздали с вливанием последних долларовых запасов на поддержание гривны. Меры по стабилизации национальной валюты действовали до четверга, и реакция на их окончание оказалась быстрой и суровой. Гривна упала с 16.8 до 24.4 за доллар США, а затем в пятницу до 25.3, сразу после новостей о дальнейшем невмешательстве правительства. В целом, за 48 часов падение гривны составило 50%. И это произошло, несмотря на то, что Центральный банк повысил размер процентной ставки с 14 до 19.5% в попытке привлечь людей хранить сбережения в гривне. Однако это, как видно, не совсем сработало.
Давайте остановимся на минутку и поразмыслим, почему положение Украины столь тяжёлое?
Главная причина с исторической точки зрения в плохом управлении страной олигархами, которые на протяжении десятилетий выводили из страны миллиарды долларов при несуществующем росте экономики.
Последняя часть отнюдь не преувеличение. Казалось бы, невероятно, но экономика Украины фактически только падала с распада СССР в 1991 г. А теперь, не «очень-холодная война» с Россией уничтожает то немногое, что осталось.
Дело не только в том, что сепаратисты фактически лишили страну региона с четвертью всей промышленности. Украина просто не может себе позволить конфликт со своим самым большим торговым партнёром – Россией. Это заставляет задуматься. Чаще всего страны не ведут торговлю с теми, с кем собираются воевать, но экономика Украины настолько зависит от России, что на её долю до сих пор приходится наибольшая часть товарооборота. Украина торгует с Россией больше, чем с какой либо другой страной в мире. Это означает, что
всё, что вредит России, автоматически вредит и Украине,
будь то низкие цены на нефть или санкции. Всё это тяжёлым бумерангом летит в сторону Украины и повергает её экономику в ещё более глубокую финансовую яму.
Другими словами, Украина не имеет достаточных запасов иностранной валюты, как и способов её заработать. Упадочная экономика, конфронтация с самым большим своим торговым партнёром, сепаратисты, отнявшие индустриальное сердце страны – не самое подходящее время для экономического кризиса. Единственными вопросами остаются – насколько большой будет финансовая помощь и насколько ещё упадёт гривна в ближайшее время.
Национальная валюта незалежной Украины очень слаба, и это далеко не игрушки».
Источник: Matt O’Brien, Washington post.