Микаэль Шефер в прошлом был послом Германии в КНР, а сегодня он председатель совета директоров политологического фонда BMW Foundation. Недавно Шефер опубликовал свой анализ экономических и политических реалий Европы в свете евразийских интеграционных процессов. Затронул он и Казахстан.
«Глобальная система добычи, переработки и распределения энергоносителей меняется быстро и дает многим регионам мира, конкретно Европе, основания для беспокойства о том, что принято называть энергетической безопасностью. Проблема не в том, что ресурсы на планете подвержены истощению. На них можно ответить оптимизацией потребления энергоресурсов, например, строительством зданий с нулевым потреблением энергии. Это актуально на фоне усиливающейся конкуренции между добытчиками сланцевых и традиционных энергоносителей».
При этом возобновляемая энергетика, включая установки, эксплуатирующие энергию ветра, солнца и космических ветров, как представляется, может постепенно вытеснить ископаемое горючее…»
Некоторые это поняли раньше всех — например Фонд Братьев Рокфеллеров, заявивший в 2014-м г., что имеет планы с течением времени отказаться от ископаемых энергоносителей, о чем 365info.kz тоже сообщал.
В документе был также затронул вопрос жестких санкций стран Запада против России, из-за которых «рубль упал на 50%, подогревая инфляцию и заставляя Центробанк повысить свои процентные ставки, что держит экономический рост…Standard & Poor’s понизил рейтинги России до минимальных, что опустило рубль еще ниже…Россия и падающие цены на энергоносители могут обрушить экономики Евразии, это бумерангом ударит по Европейскому союзу, который очень сильно зависит от внешних поставок… Министры МИД Дании и Германии, Мартин Лидегаард и Франк-Фальтер Штайнмайер, в свое время предупреждали о нежелательных политических и экономических последствиях длительных санкций против России, а президент Франции Франсуа Олланд призвал к их деэскалации».
В отношении Казахстана и его места в современной геополитической игре автор Микаэль Шефер пишет:
«Евразийский экономический союз является, в первую очередь и по сути своей, экономическим объединением… Президент Назарбаев был первым лидером, поднявшим вопрос евразийской интеграции еще в 1994-м г., и с этой точки зрения, Россия может стать менее привлекательным партнером».
По мнению Шефера, «Центральная Азия ищет способы снизить риски в связи с амбициями Путина » по собиранию земель» посредством более тесных связей с ЕС и КНР».
При этом Шефер отмечает, что «концепции Евразийского экономического союза и Новый Шелковый путь КНР совместить непросто. Казахстан уже подключился к китайскому проекту, страна меняет географию транспортировки, чтобы выиграть от Нового Шелкового пути. Рост влияния Китая в постсоветских республиках позволил странам Центральной Азии реализовать свои так называемые «многовекторные внешнеполитические курсы», произошел сдвиг бывших клиентальных по отношению к России стран в сторону обретения большего влияния и веса и ухода от неосоветской интеграционной схемы…»
Шефер делает вывод, что «ситуация может дать ЕС важную возможность… Продолжающиеся санкции против России не должны мешать официальным связям ЕАЭС и ЕС. Это посодействует нашим усилиям по улучшению энергетического сектора и созданию стабильного международного геополитического климата… без ущерба обязательствам по Трансатлантическому торгово-инвестиционному партнерству с США. Лидеры Европы могли бы… создать условия для расширения экономического обмена между Европой и Евразией».