Всю страну взбудоражили известия о положении сотрудников АО «АрселорМиттал Темиртау» в Карагандинской области. Руководство компании планирует урезать вполовину зарплату сотрудников и сократить тысячу человек уже до конца года. И даже вмешательство Генеральной прокуратуры не заставило администрацию предприятия поменять решение. Жители ВКО, где тоже есть аналогичное производство по добыче полезных ископаемых и в металлургии, не на шутку обеспокоились собственными перспективами.
Грозят ли рабочим Восточного Казахстана массовые сокращения и какие меры вправе принимать работодатели в условиях кризиса, разбирался корреспондент YK-news.kz.
Жители областного центра из уст в уста передают информацию о якобы проводимой на крупных предприятиях «оптимизации». Ходят слухи, что предприятия сотнями сокращают работяг, отправляют их в административные отпуска или сокращают рабочий день.
Областной акимат заключил уже больше семи тысяч меморандумов с местными работодателями, чтобы не пускать проблему на самотек. Теперь ежедневно данные об уволенных, сокращенных и занятых неполный рабочий день стекаются в администрацию региона.
Областные власти спешат успокоить рабочих: в ВКО создали специальную схему оповещения. Если руководство предприятия прогнозирует снижение объемов производства или остановку мощностей, то уведомить акимат соответствующего города или района о высвобождении сотрудников положено за два месяца. В случае перехода на режим неполного рабочего дня «доложить» о своих планах предприниматели обязаны не меньше чем за месяц. А при появлении вакантных мест руководители должны отдавать приоритет тем кандидатам, которые ранее трудились на их предприятии.
Все эти нормы прописаны в меморандуме, который подписали с акиматом представители подавляющего большинства предприятий. Крупные и средние организации охвачены полностью. Подсчет поневоле свободных рук уже начали в областной администрации. Примечательно, что если обращающиеся к нам в редакцию горожане говорят чуть ли не о сотнях сокращенных, то в акимате рапортуют: у страха глаза велики!
— По состоянию на начало февраля 11-ю предприятиями высвобождено 107 человек, — ответил на официальный запрос редакции заместитель руководителя управления координации занятости и социальных программ Серик Сакпанов. — Из них сокращен один человек, заняты в режиме неполного рабочего времени – 15, уволены по собственному желанию – 37, временно не заняты из-за простоя производства – 54 человека.
Какие конкретно организации пошли на неполный день или остановили производство, в ведомстве не сообщили. Однако отметим, что, по данным областного акимата, за 2014 год добыча свинцовых концентратов снижена на 36,7 процента, золотосодержащих концентратов — на 22,9, свинцово-цинковой руды – на 7,3, медно-цинковой руды — на 5,2 процента.
Правозащитник Анель Жунусова уверена, что масштабы сокращений могут быть серьезнее, нежели считают в областной администрации.
— Дело в том, что акимат запрашивает у крупных фирм и предприятий информацию по сокращенным сотрудникам. Но давайте будем откровенны: мало кто из промышленников идет непосредственно на сокращение – это ведь серьезная головная боль для отдела кадров и юридической службы, масса документов, отчеты перед властями. В 90 процентах случаев работник пишет заявление по собственному желанию под давлением ли руководства или после определенных выплат. Поэтому, когда мы говорим о сокращении, нужно понимать, что большая его часть идет вне статистических отчетов областной администрации. Под «косу» увольнений попадают обычные люди, которые написали «по собственному» и сейчас ищут работу. Проще всего отследить реальную картину кризиса по газетам с вакансиями и городским сайтам – посмотрите, сколько людей сегодня ищут работу грузчиками, продавцами, водителями… А теперь давайте узнаем, где они работали еще вчера.