О том, что президент Узбекистана Ислам Каримов впал в кому, сообщили представители узбекской оппозиции в первых числах февраля. Это уже не первая новость о якобы плачевном состоянии здоровья лидера соседней страны, однако на сей раз официальный Ташкент эту информацию не подтвердил и не опроверг. Вопросом о том, что же происходит сейчас в Узбекистане, задаются и СМИ, и политологи.
Казахстанские эксперты уже давно пристально следят за событиями в Узбекистане и просчитывают различные сценарии развития событий. Авторы книги «Сумеречная зона, или ловушки переходного периода», посвященной вопросам преемственности власти в Казахстане, упоминали в том числе и узбекскую модель, подчеркивая, что в Центральной Азии, по сути, осталось только 2 государства, где не была опробована ни одна модель смены власти с момента распада Советского Союза, и оба государства — ключевые: Казахстан и Узбекистан. И если в одной из этих стран процесс перехода власти приведет к серьезному конфликту внутри элиты, который в свою очередь может спровоцировать серьезные конфликты уже внутри общества, то это самым серьезным образом может отразиться на всей региональной безопасности.
Досым Сатпаев, соавтор книги «Сумеречная зона, или ловушки переходного периода», политолог:
— Для нас сейчас очень важно понаблюдать за ситуацией в Узбекистане, потому что она в определенной степени схожа с казахстанской ситуацией. Хотя есть и много отличий, но наши системы похожи тем, что они сильно завязаны на действующих президентов. Если, например, для нас, политологов, события в Кыргызстане были интересны тем, что это была единственная республика в регионе, где пытались создать парламентскую республику, парламентско-президентскую республику — назовем ее так, то узбекская модель для нас тоже интересна, потому что в этом государстве, как и в Казахстане, еще ни разу не была апробирована ни одна модель смены власти, при наличии большого количества внутренних рисков. Поэтому
то, что будет происходить в Узбекистане, нужно экстраполировать пусть не полностью, частично, но на Казахстан также.
На фоне отсутствия новостей из соседней страны, участившихся слухов о слабом здоровье президента, можно предположить, что в Ташкенте началась активная борьба за власть. Те же источники, что сообщили о резком ухудшении здоровья Ислама Каримова, рассказали, что уже на следующий день после приступа с утра в президентскую резиденцию в срочном порядке прибыли глава Службы национальной безопасности республики Рустам Иноятов, глава правительства Шавкат Мирзияев и другие члены кабинета министров, приближенные к семье Каримова. То есть именно те люди, которых политологи рассматривают как возможных претендентов на пошатнувшееся кресло лидера.
— Последние несколько лет мы наблюдаем усиление позиций консерваторов, так называемой Ташкентской группы, которую как раз и возглавляет Рустам Иноятов. При этом нельзя исключать того, что с уходом Ислама Каримова с политической сцены все региональные группы, которые были отодвинуты ташкентцами, попытаются взять реванш. Речь идет о Самаркандской группе, которую представляет премьер Шавкат Мирзияев, и о Ферганской группе, которая тоже в свое время играла определенную ключевую роль, но также в последнее время была ослаблена. Конечно, на данный текущий момент серьезные козыри будут у того человека, который контролирует силовые структуры Узбекистана, потому что при Исламе Каримове силовой фактор изначально играл ключевую роль. Учитывая то, что Рустам Иноятов контролирует очень мощную структуру в лице службы национальной безопасности, понятно, что его шансы намного выше. Тем более, находясь во главе такой структуры, он, естественно, имеет очень серьезный компромат на других представителей элиты. В этом плане он чем-то напоминает Берию в период битвы за власть после смерти Сталина. Но тогда Берия битву проиграл, а у Рустама Иноятова, на самом деле, очень мощные козыри и ресурсы в руках есть. Но есть и минусы, проблемы со здоровьем и конкуренты. Рустам Иноятов — человек немолодой. Насколько известно, у него есть серьезные проблемы со здоровьем. Если конкуренты объединятся в лице Самаркандской группы и возможно даже и представителей других региональных группировок, тогда ему придется предпринять все меры, чтобы их нейтрализовать. А нейтрализация предполагает очень серьезные конфликты среди элиты. Это проблема. Кроме того, есть еще вариант, при котором сам Иноятов может выдвинуть своего человека. Такую марионеточную фигуру, которая могла бы сыграть свою определенную роль.
Дестабилизация политической ситуации в соседней стране создаст благоприятные условия для того, чтобы активизировались силы экстремистского и террористического толка, отмечает Досым Сатпаев. А учитывая то, что в Узбекистане на самом деле существует определенная склонность к радикализации части общественного мнения, то риск появления активных игроков из числа таких структур представляет угрозу и для Казахстана.
— В первую очередь многих беспокоит ситуация в Ферганской долине, которая, кстати, была одним из мощнейших источников формирования радикальных псевдорелигиозных структур. Я думаю, что если ситуация в Узбекистане в случае смены власти выйдет из-под контроля, то дестабилизация, которая произойдет в этом государстве, в любом случае затронет и национальную безопасность Казахстана. Также не стоит забывать, что Узбекистан в течение долгого времени имел очень серьезные трения и противоречия со своими соседями по региону в лице Таджикистана и Кыргызстана. Эти противоречия были как на уровне пограничных разногласий, так и на уровне проблем, связанных с водными ресурсами. Есть риск того, что эти вопросы могут перерасти в очень серьезные разборки на уровне насильственных столкновений. Тот вакуум силы, который возникнет, будет заполнен радикальными структурами, которые попытаются эти вопросы решить через насильственные действия. Дестабилизация обстановки может перерасти даже в межгосударственные столкновения в связи с тем, что эти проблемы долгое время не решались, они все время загонялись в угол. Если в Узбекистане дестабилизируется ситуация до такого уровня, что начнется активный процесс выезда части населения из этого государства, усилятся миграционные потоки, то определенная их часть может направиться в сторону Казахстана, на юг страны. Это тоже будет оказывать серьезное давление с точки зрения национальной безопасности и рынка труда.
В любом случае, с уходом Ислама Каримова, который рано или поздно произойдет, в Узбекистане начнутся конфликты и по поводу власти, и по поводу собственности, уверен Досым Сатпаев. При этом нейтрализовать или хотя бы минимизировать риски уже не удастся. Для этого необходимо довольно быстро создать в Узбекистане, да и в Казахстане, коллективных преемников — политические институты, которые могли бы действовать в рамках правового поля и обеспечить некую стабильность в этих государствах. По мнению политолога, за столь короткое время подобные реформы провести не получится.
— Выходит, что любая форма дестабилизации в Узбекистане ничего хорошего Казахстану не принесет. Но еще хуже будет, если дестабилизация будет происходить параллельно в двух странах: в Узбекистане и Казахстане. Это будет на самом деле серьезный вызов для региональной безопасности. Чтобы два этих процесса не совпали, и в Казахстане, и в Узбекистане уже давно надо было начинать серьезные политические реформы, чтобы главную роль в этих странах играли не теневые группы, а сильные политические институты. Даже если бы эти институты гарантировали определенную преемственность власти с точки зрения сохранения хотя бы временной стабильности в транзитный период. Но такой гарантии сейчас никто не дает, потому что та власть, которую создали в Узбекистане, изначально базировалась на личности действующего президента, как и в Казахстане, и сильно зависит от того, что произойдет с ее создателем. В этих двух странах здоровье президентов превратилось в некий политический фактор.
Кроме того, всегда есть риск того, что если в наших странах начнется борьба за власть, которая имеет риск выйти из-под контроля, тогда к этому процессу могут подключиться и внешние игроки. Каждый из которых может сделать ставку на своего кандидата. А это уже будет очень серьезной угрозой для будущего страны, для суверенитета. И пример с Украиной является очень наглядным, потому что с момента «оранжевой» революции, с приходом Януковича четко была видна активность Запада и России в поддержке тех или иных государственных игроков. К чему это привело, мы видим.
Напомним, 77-летний Ислам Каримов занимает президентский пост уже 25 лет. Фактически он руководит республикой с 1989 года (тогда он занял должность первого секретаря ЦК компартии Узбекской ССР). Следующие президентские выборы в Узбекистане назначены на 29 марта 2015 г. Бессменный лидер вновь выдвинут в кандидаты от правящей Либерально-Демократической партии.