Что происходит с казахстанскими интернет-магазинами? Почему казахстанцы предпочитают тратить деньги в заграничных интернет-магазинах? Действительно ли отечественный e-commerce — сплошь наглые спекулянты, не способные конкурировать с зарубежными магазинами, доставляющие товары почтой целый месяц, не способные обеспечить возврат и выполнение гарантийных обязательств?
На ежегодной международной конференции «Торговая миссия в Казахстане» эксперты рынка делились своим видением ситуации.
Казахстанцы предпочитают тратить деньги в зарубежных интернет-магазинах, и это факт. Даже прошлогодняя февральская девальвация, сделавшая заграничные товары дороже на 20%, не отбила желание соотечественников делать покупки за рубежом.
– Из-за девальвации покупательская способность казахстанцев упала на 30%, и для многих наших граждан зарубежные интернет-магазины стали невыгодны по цене, – рассказывает председатель АКИБ (Ассоциация казахстанского интернет-бизнеса) Константин Горожанкин. – Население с желанием купить у нас уже есть, но оно, к сожалению, по большей части покупает не в казахстанских магазинах.
По словам Горожанкина, в 2012 году казахстанцы 90% денег (по крайней мере, с карточек) тратили в зарубежных интернет-магазинах. В 2014 году ситуация изменилась – 29% от всех интернет-платежей поступают в казахстанские магазины, а 71%, не изменив своим привычкам, продолжают покупать за рубежом.
– За два года рынок электронной коммерции в Казахстане вырос в три раза, до 8 млрд тенге, – это очень хороший показатель, – считает председатель АКИБ.
С другой стороны, за прошлый год, по данным «Казпочты», значительно выросло количество зарубежных посылок. Как подчеркнул председатель правления АО «Казпочта» Багдат Мусин, в прошлом году через «Казпочту» было доставлено 6 млн посылок, тогда как в 2012 году поступило 4,5 млн посылок (рост 35%).
– В Голландии, к примеру, 16 млн жителей ежегодно заказывают 130 млн посылок. Мы в прошлом году доставили 6 млн посылок, – говорит Багдат Мусин. – Понятно, что нам есть, куда развиваться.
Международный экономический кризис, по мнению главы «Казпочты», не помешает развитию интернет-торговли. Более того, он прогнозирует в Казахстане рост сегмента заграничных интернет-покупок до 10-15%:
– Возможно, что из-за кризиса сократится заказ предметов класса «люкс» (одежда, аксессуары, ювелирные изделия, часы). Однако казахстанцы в основном заказывают гаджеты, запчасти, товары первой необходимости и, по моему мнению, заказы на них будут расти, – считает Багдат Мусин.
Чаще всего казахстанцы заказывают товары из-за границы через американские сайты Ebay и Amazon (39% покупок), на долю сервисов европейского и российского происхождения приходится, соответственно, 12% и 11% заказов.
Сегодня первое место в рейтинге популярных мест для шопинга занимает Aliexpress. Китайский Aliexpress обошел крупнейший магазин мира Amazon: за 30 секунд интернет-покупатели перечислили на счет Aliexpress 263 тыс. долларов, тогда как Amazon получил только 97 тыс. долларов. В ближайшее время, по прогнозам экспертов, китайский сервис ожидает еще более существенный прирост заказов, благодаря низкой цене товаров. Однако, по данным АКИБ, казахстанские держатели банковских карт не так активно пользуются китайским сервисом.
– Несмотря на то что оплата банковской картой является одним из самых распространенных способов расчета с интернет-магазином во всем мире, — говорит Константин Горожанкин, –наши люди в Китае очень мало покупают с помощью карты, очень много покупают по предоплате или каким-то китайским схемам оплаты.
75% международной торговли идет через «Казпочту».
– Не все посылки из Китая проходят через «Казпочту», – добавляет Горожанкин, – но если верить данным «Казпочты», то Китай составляет всего 5%.
В общем, е-commerce, как констатируют эксперты, в Казахстане развивается: строятся склады, совершенствуются логистические схемы, способы доставки, растет разнообразие методов оплаты, развиваются инструменты рынка онлайн-рекламы. Но один из очень существенных недостатков отечественных онлайн-магазинов – ценовая политика.
– Каждый выбирает, исходя из личного материального интереса. Если в одном магазине цена на нужный мне товар будет несколько ниже, чем в других, я выберу этот магазин. Потому что я хочу покупать качественный товар, но там, где он стоит дешевле, – говорит директор ТОО «Samruk Expedition Company» Антон Клеменков. – Вот сейчас я заказал чехол на телефон из Китая, там он стоит почти в четыре раза дешевле, чем в наших интернет-магазинах. Тем не менее, я считаю, что это хорошо, что покупатель имеет выбор: купить чехол за 5 тысяч и получить его в день заказа или подождать месяц, заплатив в 3-4 раза меньше.
Между тем, ценовая политика крупнейшего в Казахстане интернет-магазина модных товаров Lamoda.kz не обсуждается:
– Мы можем говорить на любую тему, но ценовая политика – это табу, – сказала PR-менеджер Lamoda.kz Мольдер Айдаш.
Еще один «минус» отечественных электронных площадок, который отмечают интернет-покупатели, заключается в том, что зачастую нет соответствия между витриной и складскими запасам. Клиентам, сделавшим покупку в онлайн-магазине, приходится бесконечно долго ждать, когда им позвонят и сообщат о прибытии товара.
– Решил купить автомобильный бустер, учитывая, что все-таки 21 век на дворе, решил сделать покупку через интернет-магазин. Нашел товар в meloman.kz, – рассказывает покупатель Владимир. – В начале декабря делаю заказ № 1030673 на сайте «Меломан», в ответ на электронную почту получаю письмо «Благодарим вас за заказ в интернет-магазине «Меломан». Ваш заказ принят, мы уже работаем с ним». Через неделю узнал, что заказ аннулировали без какого-либо предупреждения. Я повторил заказ. И опять целую неделю тишина. На мой звонок менеджер сообщил, что могу забрать бустер в магазине — приехал, но моего заказа там не оказалось. И только после общения с руководством бустер привезли домой, правда, без обязательного подарка.
– На сайте меломана висит слоган «У нас интересно». Полностью согласен с разработчиками, – добавляет Владимир.
Такая практика плохо действует на репутацию отечественной е-commerce, соглашаются эксперты. Тем не менее, «битва за потребителя» в казахстанских интернет-магазинах уже началась.
– В Казахстане есть где покупать, и нашим магазинам стоит больше доверять, – говорит Константин Горожанкин. – Все элементы – нормальные логистические компании, процессинговые системы, системы оплаты, онлайн-магазины – все уже есть.