История Данияра Кунанбаева всколыхнула весь Казахстан. Мальчишка не просто чудом выжил после удара током в 10000 вольт. Получив страшные травмы, он сохранил силу духа — продолжает учиться, мечтает о будущем и… И остается веселым и жизнерадостным ребенком в свои 14 лет. После нашей публикации десятки людей предложили свою посильную помощь семье мальчика — и появился шанс на чудо. В Алматы Данияру предложили пусть сложный и долгий, но все же курс операций, которые могут изменить его жизнь в лучшую сторону.
Сразу после публикации начали поступать звонки с вопросами, как помочь семье и на какой счет перечислить деньги. Звонили из разных городов: Алматы, Астаны, Актау. Откликнулись даже казахстанцы, живущие в Варшаве и Нью-Йорке. Читатели были глубоко тронуты мужеством семьи и жизнерадостностью Данияра, который несмотря на обстоятельства, не чувствует себя инвалидом. Частные лица, в основном, переводили по 5-10 тысяч тенге или просто загружали деньги на баланс сотового телефона Айгуль. Всего за неделю была собрана сумма в 800 тысяч тенге, хотя первоначально было необходимо 150 тысяч тенге. Многие помогали и не деньгами: кто-то подарил ноутбук, кто-то авиабилеты, фотокамеру и даже кухонный гарнитур.
Но самым важным подарком стало предложение Мисмила Мурадова, заведующего отделением реконструктивной микрохирургии Научного центра хирургии им. А. Н. Сызганова. Внимательно изучив фото, он пригласил Данияра на консультацию, и всего через неделю после публикации статьи Данияр прилетел в Алматы с мамой Айгуль.
Айгуль и Данияр чувствуют себя прекрасно, и по словам Айгуль, прошедшая неделя была для них удивительной.
— Мне звонили и спрашивали, как дела у Данияра, чем помочь и как мы живем, а потом начинали плакать. Никогда мы еще не встречали такого участия и поддержки, да еще со стороны незнакомых людей. Люди даже имен не называли, просто просили номер счета и обещали помочь, чем смогут.
Айгуль и Данияр остановились в гостях у своего семейного друга Владимира, который предоставил пустующий дом в районе Малой станицы. Владимир рассказал свою историю знакомства:
— Так сложились обстоятельства, что прошлым летом я оказался в Уральске без машины, без денег и с маленьким ребенком. В тот момент как-то случайно познакомился с прохожим по имени Аман, разговорился и рассказал ему безвыходность моего положения. И он предложил мне пожить у него на даче. Целых три недели мы с сыном там находились, пока не забрали машину. Мы стали друзьями, а когда я узнал, что в Алматы приедет его сестра Айгуль с сыном, то предложил ей пожить у меня дома — зачем деньги тратить? Вначале мне помог ее брат и теперь я с удовольствием помогу ему. Я живу не для себя, а для мира, для людей, и добро надо делать не за спасибо материальное.
На следующее утро мама с сыном отправились на важную для них встречу с микрохирургом Мисмилом Мурадовым. Врач предварительно изучил фото Данияра и пообещал, что может взяться за реконструкцию черепа и устранение рубцов.
Несмотря на всю занятость, Мисмил Исламович сразу принял нас, пока Айгуль пыталась рассказать ему о неудачных до этого попытках.
— С ожогами на теле проблем нет — уберем, и на голове есть шанс исправить, — сказал после осмотра Мурадов. — У мальчика дефект кости черепа, но поскольку это ребёнок, то можно будет с этим справиться. Основный вариант вмешательства – это установка пластины для восстановления симметрии. Но пластину пока ставить нельзя, вначале необходимо устранить дефект покровных тканей или сделать все одновременно. Для устранения дефекта покровных тканей есть два варианта – эспандер, то есть баллон, который пытались сделать ему ранее, но попытка была неудачной, или пересадка лоскута со спины. Это очень обширная операция, берется мышца и пришивается к височной артерии, и здесь существуют риски. То есть еще раз, наша основная задача – укрыть дефект и восстановить костный остов черепа, но для этого надо устранить рубцовую ткань, для чего потребуется эспандер или пересадка ткани. В крайнем случае, можно заказать силиконовый имплант, вроде молочной железы, по форме его черепа.
Рассматривая снимок томографии, Мисмиль Исламович предполагает наличие инфекции.
— Хроническая инфекция кости, поэтому у него эспандер не прижился. Если бы сразу пришли, было бы намного легче. Айгуль, я дам вам направление, а вы должны сдать анализы и у себя по месту жительства получить квоту, после приехать к нам, и мы сразу проведем операции. К сожалению, мы не сможем держать ребенка больше 10 дней в стационаре, а он должен быть под постоянным наблюдением от одного до трех месяцев. Необходимо будет через день его привозить. Раз до этого была неудачная попытка — просто так мы отпустить его не можем.
— А потом уже займемся эстетикой — уберем рубцы.Такие операции происходят без осложнений, это гарантировано.
Айгуль рассказала Мисмилу Мурадовичу, что за все четыре года в облздраве никто не подсказал обратиться в этот центр и сами врачи делали предположения, что такого уровня операции проводятся только заграницей.
— Я часто вижу в интернете, как собирают деньги на дорогостоящие заграничные операции, наши люди уезжают за границу, а потом приезжают с проблемами, — ответил Мисмиль Мурадов. — Такого уровня операции, и намного сложнее, вполне можно проводить и у нас. Почему едут именно за границу, я не могу объяснить эту тенденцию. Как-то пиариться и говорить, что мы хорошие, не буду. Кто знает, тот приходит. Теперь мы знаем, что делать — все это исправимо. Я еще проконсультируюсь со своими иностранными коллегами. Возможно, предложат лучший вариант. Не хотелось бы торопиться с методами, так как ребенок уже травмирован. Главное, нам это под силу! Айгуль, можете не переживать, дай Аллах, все будет хорошо, вы можете приехать в любое время.
После консультации Айгуль сказала:
— Я чувствую надежду, облегчение, наконец-то что-то прояснилось. Я уже думала, что такого врача здесь не найдется. Когда мне все говорили, что такие операции проводятся только за границей, то переживала — откуда мы найдем деньги? Сейчас понимаю, что это вполне можно делать и у нас. Мисмил Исламович все так просто и доступно объяснил!
В этой поездке Айгуль ожидала еще одна приятная новость — руководство Kaspi bank, ознакомившись с историей Данияра, сразу же погасило задолженность по кредитам. К слову, Айгуль и Кенес оплачивали кредиты добросовестно, но кредитные обязательства серьезно мешали семье собирать деньги на лечение Данияра. Узнав о таком решении Kaspi bank, Айгуль очень обрадовалась — еще одна ноша падает с плеч. И пока она возилась с бумагами, у Данияра была возможность познакомиться с работниками Kaspi.
Это был не единственный сюрприз для Данияра. Телеведущая и волонтер многих благотворительных проектов, Адель Оразалинова, пригласила мальчика в центр семейного отдыха на весь день.
— Мама у Данияра чудесная, терпеливая, готовая ко всему, готовая бороться за ребенка, мать-волчица! — уже после встречи сказала нам Адель. — Мы обнялись с ней, пока Данияр играл в «Страшные истории», и я зачем-то сказала ей, что все будет хорошо. Хотя и так все уже хорошо, такое чудо случилось с Данияром! Он умничка, спокойный и неразбалованный ребенок. Но, что меня удивило — после всего перенесенного нет в нем этой горькой несвоевременной взрослости и затравленности. Наоборот, он ведет себя с достоинством и спокойствием.
— Я спросила у него, стесняется ли он своего лица? — говорит Адель. — Он ответил, что не стесняется шрамов, но боится операции, хотя перенес их много раз, но готов потерпеть, чтобы долечить голову.
— Данияр прекрасно справляется со многими заданиями одной левой рукой, — рассказывает нам Адель. — Он и фотографировал, и мыло варил, и играл, и лепил, и рисовал. Данияр необыкновенный ребенок, это не для драматизма говорю. Он гений и знает все про динозавров, у него есть вкус и фантазия. Когда мы варили мыло, он придумал мыло с серебряной крошкой, снежным мерцанием и запахом хвои — просто супер! В конце я задала ему вопрос: «Что бы ты хотел загадать для себя — какое чудо?» Он ответил: «Руку вернуть».
В редакции нас ждали несколько читательниц, которые пришли выразить свою моральную поддержку Айгуль. Среди них была Халида Садыкова, директор казахстанской ассоциации медицинского туризма в Турции, она обещала помочь в будущем с консультацией и подбором клиники для операции по протезированию правой руки Данияра. У нее был особенный подарок — любимая книга ее сына, которую он читал, оказавшись в беде, и ставшая для него волшебной.
— Когда моего сына сбила машина, врачи сказали, что он не будет ходить, возможно, разовьется паралич, — рассказала Халида. — Но сейчас он поправился и живет обычной жизнью. Я знаю, что это такое — стоять под дверьми реанимации, зная, что твой сын может умереть… Я пошла через это и считаю себя счастливой. И вас прекрасно понимаю. И мне встречались люди, которые задавали вопрос: «За что тебе это?» И я была поражена — как можно спрашивать такое? Не бывает за что-то, это испытание, это так кощунственно так говорить, это прямой намек, что ты грешница и расплачиваешься ребенком. И не обращайте внимание, Айгуль, если вам будут говорить обидные слова. Есть пионы, есть ромашки и розы, а есть и люди-сорняки. К вам притянулись самые отзывчивые люди, которых вы, возможно, никогда не увидите и не узнаете, но которые сострадают и хотят помочь, они молча собирают средства и желают вам облегчить жизнь. Это сыграет большую роль в жизни Данияра, и завтра вы должны ему это объяснить. Бог приводит нас к этим ситуациям и без помощи вы не останетесь. Я хочу, чтобы поняли, что это слова матери, вы должны гордиться собой.
— Доброта в нашем обществе должна быть обыкновением, а мы поражаемся, — говорит Халида. — Я миллион раз проходила мимо объявлений о сборе средств и относилась с сомнением, думая, что мои 500 тенге никого не спасут, если помогать так помогать, от души и крупными суммами. Со временем я поняла — эти самые 500 тенге притягивают еще 500 тенге, и что наше общество морально созревает для таких поступков.
Айгуль рассказала, как ей трудно пришлось:
— Мы четыре года ездили с Данияром безрезультатно, постоянно брали кредиты на поездку. А еще зимой муж иногда остаётся без работы. Порой мне говорили — мол, вы и так без денег, зачем детей рожаете, и на душе становилось так обидно. Я прошла через все круги ада. Но сейчас я понимаю, что мы в один миг выбрались из этой паутины — получили такую помощь, которая нам даже и не снилась. Я сегодня позвонила мужу и начала рассказывать все, что происходит тут в Алматы. И слышу — он плачет. Мы с ним очень благодарны всем людям, кто помог нам!
— Ваша ситуация заслуживает уважения и восхищения. Пусть ваши дети вырастут и хорошо выучатся. Никто не знает будущего, ведь завтра они смогут стать гордостью страны. Такие ситуации надо понимать сердцем, — сказала Халида на прощание.
Сегодня эта чудесная поездка Данияра в Алматы завершена, он уже дома. Но чудо, которые сотворили откликнувшиеся на беду люди, продолжается — через пару недель Данияр вернется. На операцию, которая может стать очень важной ступенью в жизни этого мальчишки.