Логика возникновения Казахского ханства была обусловлена этнической динамикой развития Центральной Азии, убежден доктор исторических наук Саттар Мажитов. На политической карте мира появились новые, созревшие народы — узбеки, ногайцы и казахи. Наш разговор с ним о первых годах существования Казахского ханства и критических моментах в его истории.
— 2015 год объявлен годом 550-летия Казахского ханства. Саттар Фазылович, первый вопрос, в котором я заблудился, думаю, заблудились и другие. Как только Нурсултан Абишевич объявил этот год годом Казахского ханства, многие начали подсчитывать, когда же оно образовалось. Начались разговоры, вплоть до пересудов на кухне. И вдруг в СМИ журналисты и ведущие меняют словосочетание «Казахское ханство» на «Казахское государство». Я тоже не сразу заметил. Говорил то «Казахское ханство», то «Казахское государство». Давайте Вы как человек ученый расставите все точки над i. Нашему молодому государству всего 20 с лишним лет, а государственности — 550.
— Процесс создания государственности очень продолжительный. Нельзя сказать, что она появилась в такой-то момент. Государственность имеет свои этапы становления, моменты эволюции государственных отношений, институтов. С этой точки зрения, казахское ханство является этапом становления казахской государственности, одним из начальных этапов.
— То есть факт, что это государство: территория, границы, признаки.
— Вы знаете, что есть классические принципы государства, которые были описаны еще Марксом, Энгельсом. С этой точки зрения, Казахское ханство можно назвать государством.
— Какие у него были границы?
— Как сказано в «Тарихи-Рашиди», Жанибек и Керей, по источнику правильно Керай или Герей, начали правление над Казахским ханством в 1465-1466 годах. Правление стало результатом гонений, которые были устроены правителем Узбекского ханства Абульхаиром. Это были гонения на султанов-чингизидов. В результате султаны Жанибек и Керей были вынуждены бежать на территорию Могулистана. В тот момент им правил Есен Буга. Он предоставил им относительно небольшую территорию юго-западного Могулистана. Местность называлась Козыбаши, по источникам. На казахский лад – Козыбасы. Иногда называют Дарган или Таркап, на реке Чу.
— 100 км в сторону Киргзии есть село Таркап.
— Если брать поселок Таркап, это не именно то место. Потому что в источниках уточняется — местность Дарган на реке Чу. В интерпретациях этого источника пишется на Чу и Даргане. Нужно сказать, что в результате переписывания документов авторами, профессиональными историками, скопилось много вопросов, как именно интерпретировать первоисточник. В «Тарихи-Рашиди» автора Дулати в переводе Урунбаева, — а это единственный автор, переведший источник на русский язык; он собрал разные варианты редакции и в совокупности дал перевод, — приведено, что Жанибек и Керай бежали в местность Козыбасы на реке Чу. Этот источник переводился и ранее в материалах Казахского ханства. Там идет некое смещение в переводе, поэтому они оказались в Козыбасы и на Чу.
— Я понял. Я отлично знаю это место. Как человек военный в прошлом могу сказать, кочевники выбрали место стратегически правильное, оно позволяло встретить противника на дальних подступах и защищать свое население. Я думаю, никто на меня не обидится, если я сравню документ «Тарихи-Рашиди» со «Словом о полку Игореве». Никто не оспаривает этот документ. Никто не оспаривает знаменитую фразу: «Откуда есть пошла Русская земля». Так и мы, опираясь на «Тарихи-Рашиди», можем говорить, что казахская земля как государство этим документом подтверждена.
— Очевидно, это так. Но также очевидно, что это, скорее всего, не единственный источник, который сообщает, как складывалась казахская государственность и Казахское ханство. Дело в том, что на сегодня еще не найдены источники, которые рассказывают, как Жанибек и Керей решились на это бегство и почему. Общая причина понятна – гонения Абульхаира. Но в «Тарихи-Рашиди» они итак названы ханами. Даются уточнения, что Жанибек хан – казах. Про Керея не говорится. Параллельные источники сообщают, что они были троюродными братьями. Очевидно, здесь была договоренность, кто будет главным, а кто второстепенным, или договоренность о совместном правлении. Они же прибыли на территорию Могулистана, где был свой правитель — Есен Буга. Мирза Мухаммад Хайдар Дулат был военным стратегом. Он упомянул это событие в своем труде. Его стратегическая задача при написании заключалась в поднятии авторитета Могулистана. Ему нужно было обосновывать свои генеалогические традиции, традиции права на престол. Здесь моменты определенной идеализации. Но я не думаю, что он сообщает о дате образования Казахского ханства только, чтобы обосновать авторитет Могулистана. Он говорит о дате правления Жанибека и Керея и добавляет: «А Аллах об этом лучше знает». У него, скорее всего, есть сомнения о дате. Ведь время, когда они стали ханами, и когда государство возникло – это вопрос.
— Некоторые дотошные люди открыли энциклопедии советских имен, взяли диссертации современные и говорят, там 1470, здесь 1456.
— Есть 1459, 1458.
— Те источники, конечно же, заслуживают доверия. Но такого точного хронометража времени еще не было. Мы довольны, что эта дата есть. Есть источники, которые говорят – это было так. А Аллах знает лучше. Это тоже наш казахский менталитет. Как жили два умных человека — Жанибек и Керей? Два стратега, два политика могли договориться между собой лучше, чем те, кто их избрал. Вот этот вопрос сейчас больше будируется. Как казахи, которые уже тогда имели разобщенность на жузы, собрались вокруг этих людей?
— Жузы образовались в 16 веке. Мы ведем речь о второй половине 15 века.
— Но вы же сами говорили, по источнику, Жанибек – хан-казах. А Керей – не сказано.
— Это другой вопрос. Я объясню потом. Вообще, процесс образования Казахского ханства является результатом социально-экономических, политических, культурных изменений на территории Евразии, в Центральной Азии. Ак Орда считается первым централизованным государством на месте Дешт-и-Кипчак, то есть территории современного Казахстана, это доказала Клавдия Пичугина, да и академическая наука придерживается этих взглядов. Особенностью ее является пестрота в этническом вопросе. На это указал академик Кемаль Акишев, который раскопал Золотого человека в Иссыке. Все говорит о том, что к середине 15 века этнические процессы созрели. На политической карте мира появились новые, созревшие народы — казахи, узбеки, ногайцы и другие. Тот лавинный котел, который был на момент создания империи Чингисхана, переварился. В литературе пишут — экономические, социальные, политические причины. Но главные причины были этнические. Пестрота плюс конфессиональный фактор – религиозный.
— Может, поэтому два казаха решили – давай соединимся, остальные пойдут за нами.
— Это были харизматичные люди.
— То, что они создали, просуществовало 250 лет.
— Почти 350 лет. Если считать от середины 15 века до момента ликвидации института ханства по Уставу о сибирских и оренбургских казахах 1824 года, почти 350 лет.
— Хочу вернуться к вопросу о жузах. Вы говорите, он появился в 17 веке, через два века после образования Казахского ханства. Это и подорвало Казахское ханство?
— Вопрос трайбализма в Казахском ханстве играет второстепенную роль. Главными были экономические и социальные факторы и вообще сам факт образования централизованного государства. В России было то же самое — 16 век, Иван Грозный, разделение на удельные княжества. Здесь 14 век – Ак Орда и ее последствие – Казахское ханство. Плюс еще причины внешнеполитического характера. Казахское ханство располагалось в центре Евразии. Взаимодействовало с Волжскими булгарами, ногайцами, Россией, Китаем, джунгарами – ойратами, потом калмыками, все это влияло на темпы развития государственности на территории Казахстана исторически. Если вы возьмете период сакского, уйсуньского времени, процесс формирования протогосударственности – то же самое. Почему исчезали государства карлуков, караханидов? В основном, по причине вмешательства внешних сил. В 1635 году образовалось Ойратское государство, потом оно станет джунгарским. Такого племени как джунгары нет. Есть ойраты и калмыки. «Джунгар» – это военный термин, означает «левое звено». В результате образования Джунгарского ханства обостряются отношения между кочевниками. И здесь мы часто в литературе перебарщиваем, когда показываем казахско-джунгарские отношения в наиболее обостренном виде. Ведь по способам ведения хозяйства, по культуре это были родственные народы.
— Ну ведь Анаркайское сражение было?
— Было. И здесь мы преувеличиваем джунгарское нашествие. Потому что к 1730 году, когда казахи выиграли Анаркайскую битву, ситуация уже не была такой угрожающей, ведь, три жуза объединились.
— Не такая угрожающая, чтобы Россия ввела войска.
— Она сразу не вводила войска. Этот факт тоже утрируется в литературе.
— Сейчас все утрируется. У нас появляются батыры – герои художественной литературы. Хватит уже этой пыли, этих салютов. Сегодня мы реально держим в руках историю, подтвержденную всем и вся. Сейчас открываются какие-то новые источники, ранее засекреченные, которые дают нам возможность доподлинно узнать, что было, как было? Идеология главенствовала. Если этот хан чуть дышал в сторону России – значит, он хороший. Если нет – плохой. С государственностью определились. Оказывается, оно все лежало на поверхности. Нужен был только теоретический посыл.
— Здесь нужно сделать одно уточнение. Даже термин «казах» выводят из этого события и то, что казахи как народ сложились в это время. С этим можно поспорить. И термин «казах» переводят как «вольные люди», отщепенцы, и само слово «казахование» интерпретируют совсем не так, как должно. «Казахование» всего-навсего означает «протестное настроение». Этакие кочубеи. Ничего подобного. В отношении ситуации между Абульхайром, Жанибеком и Кереем, бежавшими в Могулистан, есть спор — называть это протестом или нет. Иногда используется термин «откочевка». Разумеется, раз бежали – откочевали. Но в источнике сказано – бежали. Значит, у них была своя территория. Где-то они правили. Просто об этом нет документа.
— Пока нет.
— Спорный вопрос – называть ли это протестом или нет. Следовательно, казахование – термин, который не всегда можно интерпретировать как скитание, откочевку, вольность. Это термин, который дает основание думать о состоянии протеста.
— То есть глава государства дал нам направление, стабильное, монументальное. И в его русле ученые сейчас открывают новые страницы. В том пути, который был то шире, то уже. Но он не прекращался и привел нас к объединению с Россией, и даже в советском периоде Казахстан остался страной с огромной территорией, которую мы сейчас имеем. И от этого уже, наверное, никто не отступит.
— По поводу источников. В 2004 году началась программа «Культурное наследие». В рамках программы, которая продолжалась до 2011 года, мы имели возможность поработать в зарубежных архивах. Потому что все материалы, которые лежат на поверхности, были откопированы и присланы в Казахстан. Это огромная работа. Она началась еще в 2002 году. Я участвовал в экспедиции в Москву, мы выявляли первые документы. Сейчас я стараюсь привозить документы, которые еще никто в руках не держал. Потому что те документы, с которыми уже работали, находятся в нашем Центральном государственном архиве. То же самое относительно документов из Китая, Турции и других стран. Процесс поиска – он бесконечный. Я занимаюсь Кенесары Касымовым уже больше 25 лет. И в ноябре в Москве я снова нашел новый документ. Казалось бы, море материала.
— Хотя о нем 20 лет не говорили.
— Мы привезли материалы из Оренбурга, Омска, из Москвы, Петербурга. Но каждый раз находишь уникальный документ. Видимо, это не зависит – лояльный к России был этот герой или нелояльный. Вопрос в том, насколько активно он ставил задачи сохранения государственности. А Кенесары ставил эти вопросы очень остро.
— Защита своей семьи, своего ребенка, своего жилища – это всегда было и будет в любом человеке.
— При этом он не ставил вопроса об отделении от империи. Обычно в материалах о нем говорят обратное. Он ставил вопрос о протекторатных отношениях.
— Для меня это новость.
— Он боролся за независимость, но в условиях протектората.
— А попадались вам описания возведения ханов на престол?
— Эти материалы всем известны. Недавно я привез документ о том, как происходило возведение на ханский престол в Младшем жузе. Еще никому не известный документ 19 века на французском языке. В нем описывается процедура возведения в ханы — как он садится на трон и начинает править. Этот документ описывает процедуру 18 века.
— Я задаю этот вопрос, потому что многие спрашивают: «А будет ли воссоздано восхождение на престол Керея и Жанибека?» Там места много, дорога шикарная, можно поехать и посмотреть как это было на самом деле… Это покажет ближайшее время, Вам большое спасибо за откровения!