Ислам — религия террора или религия мира? Об этом наш разговор с председателем Союза мусульман Казахстана Муратом Телибековым.
— Меня, как и Вас, волнует вопрос: почему ислам стал пугалом для всего европейского цивилизованного мира? Нападение на Charlie породило страх и панику. Европа бушует, Азия накалена. Хвала Всевышнему, у нас тишина. Но каждый мусульманин имеет свое мнение, высказывает его на кухне. Вы держите руку на пульсе. Что происходит в Казахстане в связи с этим событием во Франции?
— По поводу того, что ислам стал пугалом. Здесь нет ничего необычного. Во все времена политики использовали в своих целях религию, священнослужителей, духовенство. Так всегда было в Европе. Очень удобный инструмент для политических манипуляций. Сегодня ислам тоже используется в политических меркантильных целях. Почему именно ислам выбран инструментом разжигания конфликтов? Философия ислама, в отличие от христианства, буддизма и других религий, предполагает активную социальную позицию. Если в христианстве, получив по одной щеке, нужно подставить другую, то ислам налагает обязанность защищать свою землю, свою семью, свое государство. И если есть необходимость, мусульманин обязан взять в руки оружие. Такая социальная активность – благодатная почва для использования отдельных групп мусульман в политических аферах.
— То есть главное словосочетание «отдельная группа» и «активная социальная позиция»? Но я прочел эту Священную книгу (держит в руке Коран) и нигде не нашел «нападайте», наоборот, «Соединяйте, увещевайте, живите в мире. Не отвечайте на мелкую пакость убийством». Про убийство ни одного слова нет: «доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрек». Эти слова можно написать большими буквами. Только почему же террористы берут эту религию и как знамя несут? Терроризм и ислам – это тождественные понятия?
— Что мы сегодня понимаем под терроризмом? Формулировка очень размыта. Возьмем ситуацию на Украине. Одни называют их террористами, другие – партизанами, защитниками родины. Все относительно. Когда американцы вводили войска без санкций ООН, якобы с благими намерениями, — это был терроризм или благая миссия? Даже сегодня нет четкого понятия терроризма. Терроризм бывает культурный, информационный. Понятие размытое.
— Получается, если это делают христиане – это терроризм. А если мусульмане – ислам?
— Допустим, вы защищаете страну от агрессоров. С точки зрения агрессоров, вы – террорист. Потому что вы не принимаете ценности, которые проповедует развитая цивилизация. Все зависит от того, в чьих руках находятся СМИ.
— Только ли от этого?
— Зависит от тех, кто имеет возможность трактовать и навязывать свою точку зрения преобладающей части населения. Эта точка зрения и доминирует.
— Сегодня только в Алматы выходит 178 печатных изданий. Не говоря о радио и телевидении. Любая кнопка в квартире что-то говорит или показывает. Но у нас в Казахстане тишина и покой. Тыныштық. В пятницу возле мечети пройти невозможно. Все стали молиться. Многие совершают хадж. Почему у нас тишь да гладь и Божья благодать? По событиям во Франции вы поддерживаете чью-то сторону?
— По Франции у меня возникают противоречивые чувства. Конечно же, убивать журналистов – это варварство. Убивать кого-то только за то, что он высказал свою точку зрения — это немыслимо и недопустимо, даже с точки зрения ислама. Но с другой стороны, мы видим такую агрессивную позицию СМИ по отношению к религиозным святыням. Ведь мы знаем, что во всем мире есть много табу. Запрещены пропаганда расизма, фашизма, ксенофобии, отрицание холокоста. По-моему, пришло время в этот ряд занести и оскорбление религиозной святыни.
— Безусловно.
— Поэтому я был шокирован реакцией французского политического истеблишмента. Шокирован, когда увидел эту многотысячную толпу французов. Выступление премьер-министра и политиков говорило о недопущении ущемления свободы слова. Но это же откровенная нелепица. Если бы речь шла о том, чтобы посягнуть на свободу слова, тогда мишенью террористов были бы такие влиятельные масс-медиа как газета Liberation, газета Le Monde. В сравнении с ними газета Charlie heddo не имеет популярности.
— Посмотрел картинки и все.
— Даже не искушенному человеку понятно, что свобода слова здесь ни при чем.
— Мы сейчас вернемся к началу — это использование религии и фанатиков на благо каких-то политических целей?
— А что будет дальше? После 11 сентября было вторжение американцев в Ирак. Какую цель преследуют французы? Ведь, по закону жанра должен быть следующий шаг. У меня есть предчувствие, что этот теракт организован не исламскими террористами. За этим стоит какая-то политическая игра. И теперь должен последовать следующий политический шаг.
— В России уже совершают эти шаги — то в Чечне, то в Татарстане. В мусульманском сообществе проходят митинги. Откройте карты, у нас что-нибудь ожидается?
— В Казахстане, слава Аллаху, все спокойно. Главная причина в том, что казахи традиционно никогда не были фанатиками. Возможно, из-за кочевого образа жизни. Если человеку что-то не нравилось, он просто мог откочевать. Поэтому агрессивность, нетерпимость не наблюдается даже в религиозной среде. А вторая причина, я думаю, в относительно благополучной социально-экономической ситуации. Она сейчас является катализатором мощных общественных катаклизмов. Людям есть, что терять. Поэтому не в их интересах волнения и беспорядки.
— Спасибо за откровенность. Как журналист христианской направленности, я крещенный, хотя в прошлом коммунист, могу сказать, что все христиане Казахстана говорят – нельзя осквернять чувства верующих любой религии. А у фанатиков это вызывает воинственный настрой, который приводит к крови.
— Я хочу подчеркнуть один момент. Даже со светской точки зрения, изо дня в день, из года в год подвергать унизительной критике человека, который умер полторы тысячи лет назад… Я понимаю, если газеты критикуют Папу Римского, религиозных лидеров Ирана и других, есть смысл подтолкнуть этих политических и религиозных лидеров к определенным действиям. А поливать грязью человека, которого нет уже 1500 лет, лишено смысла, даже с точки зрения атеиста. Может, вы видите в этом смысл? Объясните мне.
— У японцев есть поговорка: «дергать спящего тигра за усы». Это присуще обезьянам.
— Тигра можно дергать, чтобы разбудить.
— «Какая я, обезьяна, смелая и сильная!» А когда тигр проснется… Я вам напомню, что во времена воинствующего атеизма, свидетелями которого мы с вами были, очень много было карикатур не на Иисуса, а на Бога. С нимбом, с бородкой, босоногий сидит на облаке. Никакой реакции в христианском мире не было. В исламском мире – мы вас предупредили, завтра вас будем бить. Ради бога, пусть они там разбираются. Меня интересует – есть ли у нас в Казахстане фанатики, способные поднять ножи на неправоверное население?
— Вы знаете, что общество всегда неоднородно. В благополучном обществе всегда найдется кучка фанатиков. Болезнетворные микробы, которые присутствуют в любом живом организме. Чтобы эти микробы начали размножаться и произвели эффект, нужны некие благоприятные условия. Если социально-экономическая ситуация будет ухудшаться, то это может возбудить источники инфекции.
— Не надо дергать тигра за усы. Вы все время так мягко говорите, что так ислам учит, так в Коране сказано. А истинно ли верующие те, кто отрезает головы журналистам, попавшим в плен, и снимая это на камеру? Могут ли называться мусульманами те, кто затеял эту стрельбу во Франции?
— Нам никогда не станет известно – истинно ли это совершали мусульмане. Сегодня, когда мы видим в мире манипуляции, политические игры, трудно понять подоплеку, истинные причины и настоящих виновников, я испытываю сомнения. С точки зрения ислама, такая жестокость недопустима. Меня поддержат те, кто знает историю ислама, ведь пророк Мухаммед тоже вел войны. Брал в руки оружие.
— Крестоносцы тоже есть в истории, и от этого никуда не денешься. Шли с другими знаменами, но с целью пролить кровь.
— Пророк Мухаммед никогда не поощрял войну. Он ее осуждал. Если мы заглянем в источники, мы не найдем ни одного примера вот такой чудовищной жестокости со стороны лидеров мусульманского мира. Я думаю, что это осуждает большая часть мусульманского мира.
— Получается, это фанатики, потерявшие разум? Или люди, прикрывающиеся знаменем ислама?
— Акцию Charlie heddo я бы поставил в один ряд с демонстрацией жестокости, которая относится к политтехнологии, нежели к религии. Желание возбудить население, вызвать чувство неприязни к представителям этой религии. Думаю, это было главной целью организаторов этой акции.
— Провокация.
— Сегодня есть масса примеров. Несколько лет назад журналисты ВВС осветили факт, что были арестованы военнослужащие британской армии, которые расстреливали мирное население тайком с целью вызвать волнения в обществе, спровоцировать беспорядки, а потом приписать все это противоположному лагерю.
— Сколько лет вы возглавляете Союз мусульман?
— Мы создали его в 2001 году.
— Можно уже медаль выпускать – 15 лет Союзу мусульман Казахстана.Вспоминаю предложение – давайте не будем справлять Новый Год и ставить елки. Как маленькая палочка раздора оно прозвучало. Потом заглохло. Какие еще предложения есть у Союза мусульман?
— Может, я ошибаюсь, но с подобными инициативами выступали представители официального духовенства. Союз мусульман не выступал категорично против празднования Нового Года, ибо не считает это большим вредом. Если говорить о праздновании Дня Валентина, то в этом больше вреда, чем пользы. Людей нельзя наказывать за его празднование. Но придавать ему какие-то масштабы, праздновать в учебных заведениях – нельзя. Чтобы не прививать детям искаженные ценности. В отношении таких праздников, я считаю, нужно пересмотреть позицию государства.
— Хочу добавить свое мнение. Посмотрите, как мы за 20 лет утратили детские песни. Что мы поем? То, что в Турции предлагают детские аниматоры. Ни одного слова ее понимая, дети этих турецких гусей распевают. На елке мы поем песню про Санта Клауса. Пока казахской песенки про елку нет. Но лучше петь «В лесу родилась ёлочка», которой 150 лет. А поздравляем на день рожденья и христиане, и мусульмане, песней «Happy birthday to you». Зарождается чуждая нам культура, а культура, как часть идеологии, порождает понятие, что мусульманство тождественно терроризму. Может, у Вас какие-то есть проекты? Мне очень нравится, что у нас 15 апреля День Влюбленных Козы Корпеш и Баян Сулу. Я даже с внуком стих сочинял. Зачем нам Святой Валентин? Пусть у нас будут свои традиции. Как широко сейчас отмечается Наурыз. Что еще есть, чтобы мы были ближе к своей земле, традициям?
— В проекте властей подготовка к празднованию 550-летия Казахского ханства. Я скептически отношусь к подобным мероприятиям. Ощущение, что нашим социальным идеологам отказывает какое-то элементарное чувство вкуса. Любая идея должна быть притягательной. Как одежда. В ней должна быть какая-то эстетика.
— А что плохого в 550-летии?
— Оно вас волнует? У вас всплеск эмоций?
— У нас есть родственники в России. Когда к ним приезжаешь, первый вопрос: «Как там у вас? Казахи не притесняют? Нет. А кто такие казахи?» И если я не знаю историю Казахского государства, как я им объясню, что толерантность в крови у казахов? Что Великая степь потому и была Великая, что собирала многие, пусть и не кипчакские, корни воедино.
— Знать историю важно. Но упиваться прошлыми доблестями – нездоровый признак. Надо жить настоящим, создавать будущее. Посмотрим на Германию, которая пережила трагедию своей истории, Японию. Как динамично развиваются эти страны. Восхваление прошлого – элемент собственной слабости. Это как допинг. Идеологический наркотик.
— Я хочу поблагодарить вас. Вы открыли новую волну. И рекомендую всем читателям снова и снова послушать, что сказал сейчас председатель Союза мусульман Казахстана. Это не ислам и не терроризм. Это политика, которая разжигает войну между власть имущими. А мы в этой мясорубке — просто мясо.