Нарастающее противостояние России с одной стороны и США и Европы с другой все больше превращает экономику в инструмент политики. Естественно, западные эксперты убеждены, что это неправильно — такой подход ударит в первую очередь по энергетической отрасли, а затем по населению стран ЕАЭС. Такая логика не бесспорна, но интересна — предлагаем вашему вниманию статью журнала The Economist, посвященную этому вопросу.
«Чтобы процветать, энергетический сектор Евразии должен стать более проворным и эффективным. Это подразумевает устранение политики из процесса принятия решений в области энергетики и наличие незамутненного взгляда на изменения сил на рынке.
Более дешевая нефть, вмешательства правительств и динамика рынка угрожают энергетике России и Каспийского региона. Чтобы стать конкурентоспособными на мировом уровне, страны, составляющие большую четверку добычников Евразии — Азербайджан, Казахстан, Россия и Туркменистан — должны дать частному сектору возможность играть большую роль и принять больше решений, обоснованных коммерческими соображениями, а не политикой.
Евразия — углеводородный великан. Россия обладает самыми большими в мире запасами природного газа, а также занимает второе место по запасам угля и восьмое — по запасам нефти. Доля России в мировой добыче газа составляет примерно 20%. В добыче нефти Россия занимает второе место — после Саудовской Аравии (но вскоре нагонит их Америка). Практически одна треть потребляемых Европой нефти и газа идет из России. В благословенном прикаспийском регионе Азербайджан является крупным и надежным поставщиком нефти, а скоро и газа, в Европу. Месторождение Тенгиз на территории Казахстана является одним из самых новых супергигантских месторождений нефти, а Кашаган — самым большим месторождением нефти и газа за пределами Среднего Востока. Туркменистан, в свою очередь, занимает четвертое место в мире по запасам газа.
Тем не менее, будущее евразийской энергетики подрывается политикой. Россия полагается на контролируемую государством монополию на экспорт газа, т.е. на «Газпром». Добыча «Газпрома» находится в состоянии застоя, Европа желает отойти от этой зависимости. По причине того, что
контракты на поставки газа в Европу завязаны на доллар США, скоро доходы «Газпрома» начнут иссякать.
При этом «Газпрому» грозят судебные разбирательства в Европе за неконкурентные способы ведения бизнеса. До налаживания надлежащих поставок газа на рынки Азии еще далеко. Будет падать спрос на газ и на Украине, которая когда-то была одним из крупнейших клиентов «Газпрома». Украинцы разгневаны агрессией России.
Добыча нефти государственной компанией «Роснефть» находится на пиковой отметке, но только за счет поглощения других добывающих предприятий и все равно компания переживает не самые лучшие времена. «Роснефть» просит у правительства примерно 40 миллиардов долларов США. Некоторые добывающие компании и банки, их финансирующие на данный момент, находятся под действием санкций, что затрудняет процессы реструктуризации внешних долгов в валюте и привлечения большего количества займов на расширение.
Будущее евразийского энергетического сектора также туманно, поскольку национальные правительства используют экспорт энергоносителей в качестве дойных коров для пополнения государственных бюджетов. Добывающие государства Евразии не смогли более чем за 20 лет превратить доходы от экспорта энергоносителей в основу для настоящих реформ и вкладывать деньги в человеческий ресурс и инфраструктурные проекты за пределами энергетического сектора.
По этим причинам добывающим компаниям Евразии следовало бы подумать над улучшением конкурентоспособности своего энергетического сектора посредством рыночных инструментов и модернизации экономик.
Евразийским правительствам следовало бы дать больше пространства для работы иностранных и частных энергетических компаний. Крупные международные компании уже показали, как это возможно: они управляли самыми успешными, но самыми сложными проектами на территории Евразии. Проект «Сахалин-1» осуществлялся под руководством компании Exxon — в рамках этого проекта ведется глубинное бурение в субарктических условиях; проект «Тенгиз» под руководством компании Shevron, в рамках которого нефть добывается с пластов, залегающих под соляным куполом и на очень больших глубинах; нефтяные и газовые проекты под руководством компании BP в офшорной зоне азербайджанского сектора Каспийского моря также доказали свою состоятельность.
Следует сократить влияние правительства в секторе энергетики.
Захват «Роснефтью» активов компаний ЮКОС и ТНК-Би-Пи навредило как самой добыче, так и финансовой транспарентности. В течение 20-ти лет, политикам приходилось буферизировать сложности Кашагана, как управленческие, так и технические, и этот проект до сих не работает. SOCAR, государственная нефтяная компания Азербайджана, работает в нетранспарентной манере, и коррупция процветает в нефтяной индустрии. В Туркменистане сектор энергетики находится под жестким контролем государства, при минимальной прозрачности и открытости.
Правительствам Евразии следовало бы сократить налогообложение энергетического сектора. По данным Министерства финансов России, в 2013-м г. примерно половина доходов федерального бюджета пришлась на экспортные пошлины за вывоз нефти и газа и налоги на горнорудную промышленность. «Роснефть» является крупнейшим налогоплательщиком России. В 2010-м г. Казахстан увеличил размер пошлин с экспорта нефти, с тем, чтобы залатать расширяющуюся дыру дефицита бюджета, поскольку на доходы от продаж нефти и газа приходится примерно 60% доходов бюджета республики. Использование доходов от налогов на финансирование ярких и коррупционных спортивных и строительных проектов является бесполезной тратой.
Проблемным вопросом остается Иран, который по запасам нефти и газа следует за Россией. Если бы был решен вопрос с иранской ядерной программой, эта страна вернулась бы на мировой рынок углеводородов, чтобы усложнить конкурентную борьбу с Евразией.
По мере роста конкурентных преимуществ рынков, Москве следует пересмотреть вопрос использования энергоресурсов в качестве политического оружия. Это тяжко подрывает энергетические и экономические интересы России. Москва может предпринять коррективные действия.
Первое — следует стать надежным поставщиком. Зависимость ЕС от российских энергоносителей упала на 30%. Этому способствовали неурядицы между Москвой и Киевом по газу, что заставило Европу искать способы диверсификации своих источников газа. Польша закупает сжиженный природный газ (СПГ) у Катара, а Литва построила мощности для хранения и регазификации СПГ. Ни один из этих проектов не является, с точки зрения коммерческой, удачной инвестицией, но это хотя бы является попыткой противостоять манере Москвы использовать газ как политическое оружие.
Второе — надо отдавать предпочтение коммерческим соображением при принятии решений. Южный поток (South Stream), который должен был стать газовым трубопроводом, проложенным по дну Черного моря до Болгарии и далее в Европу, никакого экономического смысла, как показало время, не имел. Экспортные возможности на европейском направлении, через территорию Украины, уже существуют.
Третье — надо принять и адаптировать правила ЕС. Москва довела много стран ЕС до крайней черты, когда бросила вызов антимонопольным и конкурентным правилам ЕС, а также активно проталкивала проект Южный поток.
Четвертое — Россия должна уйти из Донбасса. Энергетическое будущее России представляется достаточно проблематичным, если страна не добьется каких-то послаблений секторальных санкций. По мере истощения и старения месторождений в Западной Сибири, России следует долгосрочно вкладывать и большие средства в перспективные проекты, включая Арктику. Оккупация части Донбасса блокирует данный процесс.
Пятое — России следует осторожно подходить к своей газовой сделке с Китаем на 400 миллиардов долларов США. В рамках этого Россия разработает сибирские месторождения и построит трубопровод в Китай. Возврат инвестиций пока никак не гарантирован».
Источник The National interest.