Мировая экономика находится в состоянии глобального финансового кризиса. Причины его, вроде бы, общеизвестны – геополитическое противостояние, экономические санкции, падение цен на нефть и, как следствие, дисбаланс между находящейся в обращении денежной массой и совокупной стоимостью предлагаемой продукции. То есть налицо классический рукотворный кризис, цель которого развалить экономику несговорчивого геополитического соперника. Но результата нет. Более того, бумеранг санкций чувствительно бьет по тому, кто их придумал.
Сегодня ни для кого не секрет, что США посредством международных финансовых институтов (МВФ, Всемирный банк) буквально навязывают остальному миру план своих действий, направленный на достижение собственных стратегических целей. И это вполне естественно. Мировое лидерство Вашингтона еще никогда не было под таким большим вопросом, как сейчас. То, что сегодня происходит в мире, доктор политических наук Константин Сыроежкин назвал глобальным клинчем, в котором меняются правила игры. Похоже, США поставили на карту все, не обращая внимание на те негативные процессы, что в результате всего этого происходят в самих США. А происходят там сегодня весьма серьезные вещи.
В частности, работники нефтяной отрасли начали забастовку, которая стала крупнейшей с 1980 года, сообщает газета Washington Times. В ней принимают участие 3,8 тысячи сотрудников девяти крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Основным требованием бастующих является повышение зарплаты. Решение о начале акции принял объединенный профсоюз работников металлургической промышленности Америки, который представляет также интересы работников более 230 американских НПЗ, нефтепроводов и химических предприятий.
По сообщению газеты, переговоры о продлении на три года коллективного трудового договора, срок действия которого истек в минувшее воскресенье, начались еще 21 января и до сих пор не завершены. В субботу профсоюз отверг пятый вариант контракта, предложенный компанией Royal Dutch Shell, представляющей на переговорах также интересы Exxon Mobil и Chevron.
«Нефтяные компании слишком жадные, чтобы добровольно пойти на улучшение условий труда для своих сотрудников. Они по-прежнему ценят прибыль превыше здоровья и безопасности людей», — заявил вице-президент профсоюза Том Конуэй. Бастующие требуют повышения заработной платы, ограничения сверхурочных работ и защиты от конкуренции со стороны субподрядчиков.
НПЗ, на которых началась забастовка, расположены в штатах Калифорния, Техас, Кентукки и Вашингтон и принадлежат компаниям Lyondell Basell, Marathon Oil, Shell и Tesoro. В целом на них приходится 10 процентов переработки нефти в США. На ряде предприятий уже снизился уровень производства.
Как отмечает газета, если новый трудовой договор не будет заключен в ближайшее время, к забастовке могут присоединиться сотрудники всех 63 НПЗ, интересы которых представляет профсоюз, и на которые приходится 64 процента переработки нефти в стране.
По мнению аналитиков, забастовка работников нефтяной промышленности в США может привести к дальнейшему снижению цен на «черное золото» на мировых рынках.
«Расширение забастовки окажет негативное влияние на стоимость нефти. Добываемое в США «черное золото» будет попросту некуда деть», — отмечает аналитик австралийской трейдинговой компании Fat Prophets Дэвид Леннокс, по мнению которого основная причина наблюдаемого в последнее время падения цен на нефть — превышение предложения над спросом. В декабрьском докладе ОПЕК прогнозируется, что спрос на нефть ОПЕК в 2015 году окажется минимальным за 12 лет.
И вот в этих условиях американские сланцевые нефтяные проекты оказываются попросту нерентабельными. В январе компания из Техаса WBH Energy, занимающаяся добычей сланцевых нефти и газа, уже заявила о банкротстве. А крупнейшая американская нефтесервисная компания Schlumberger планирует сократить 9 тысяч сотрудников. Попутно агентство Bloomberg отмечает рекордное снижение числа платформ для нефтедобычи в самих США.
Washington Times приходит к выводу, что президент США Барак Обама, поручивший почти вдвое сократить выбросы метана на нефтяных и газовых месторождениях, «идет войной» на американских производителей нефти и газа и ставит под удар топливно-энергетическую промышленность США и обычных граждан.
Неправильно было бы думать, что Соединенные Штаты не заинтересованы в преодолении кризиса. Но, исходя из направления прилагаемых усилий, им любой ценой необходимо сохранить статус-кво. И решать эту чрезвычайно сложную задачу, судя по всему, они намерены за счет остального мира.
Целый ряд аналитиков сходятся во мнении, что последствия этих шагов могут оказаться катастрофическими для стран, экономика которых базируется на сырьевом экспорте, а «энергетические империи» разлетятся в пух и прах. Сценарий будущего выглядит достаточно простым: Ближний и Средний Восток превращаются в зону перманентных вооруженных конфликтов на почве межплеменных и межконфессиональных разногласий. Усилится арабо-израильское противостояние, дабы сохранить контролируемый или даже неконтролируемый хаос, в котором всеми силами будет поддерживаться так называемая «исламская угроза». Дальнейшее падение мировых цен на энергоносители приведет к резкому сокращению внешних финансовых поступлений государств-экспортеров, а поскольку замещающих доходов нет, они будут вынуждены пойти на сокращение расходов государственных бюджетов. Но это только ухудшит ситуацию, потому что в эту катавасию первыми попадут регионы, центробежные и сепаратистские настроения в которых будут только возрастать.
Однако не стоит думать, что за океаном тем временем будет все хорошо и безмятежно.
«Помимо обвала цен на ресурсы, аналогичного тому, что сопровождал биржевой коллапс и финансовую панику в 2008, сейчас в США имеет место еще один аналогичный процесс — растущий разрыв между биржевыми индексами и стоимостью кредитования высокорисковых компаний» — отмечает американский экономист Пол Грэйг Робертс. – «В корпоративном мире новая волна суперкризиса уже начинается».
И на этот раз «залить» кризис деньгами путем их банального печатания удастся вряд ли. Потому что США теперь не могут нарисовать денег столько, сколько захотят. Они могут произвести ровно столько долларов, сколько будет остальной мир готов купить их долговых обязательств (Treasuries). А с этим сейчас проблемы. Ибо целый ряд стран объявил курс на дедолларизацию своих экономик. И не потому, что США такие плохие, а все остальные хорошие. Просто длительное время это казалось выгодным. И желающих покупать американские долговые обязательства было много. Благодаря этому печатный станок работал почти безостановочно. Но череда кризисов показала, что американские ценные бумаги не так надежны, как все думали все это время. И желания покупать их у многих государств поубавилось.
Скорее всего, именно поэтому американцев так пугают стремление России, Китая, Ирана и ряда других стран выйти из долларовой зоны и не только перестать покупать новые долговые обязательства, но и избавиться от уже имеющихся. И именно поэтому США усиливают давление прежде всего на Россию как на инициатора и вдохновителя глобального процесса по избавлению мира от диктатуры доллара.
Но, по мнению все того же Пола Грэйга Робертса, главная проблема США не в этом, а в том, что не растет реальный ВВП страны, несмотря на различные махинации с методами подсчета ВВП. Если же брать старые методики – то уже несколько лет происходит медленная стагнация, которую не в состоянии преодолеть никакие программы QE. И в прошедшем 2014 году большую часть года происходил незначительный, но спад ВВП США даже при подсчете по «хитрым» методикам.
А раз нет роста, нет притока капитала в реальный сектор экономики. Нет притока капитала – нет рабочих мест, зарплат, налогов, прибылей, покупательной способности и способности платить по кредитам. В общем, при даже самом высоком развитии фондовых рынков необходимо развитие реального сектора. Поскольку без него о росте благосостояния не может быть и речи. Именно об этом говорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на прошедшем в Санкт-Петербурге саммите G-20.
Таким образом, все больше аналитиков сходятся во мнении, что рост биржевых показателей типа S&P500 или Nasdaq в последние несколько лет никак не связан с реальной ситуацией в экономике США и носит исключительно спекулятивный характер. А при стагнации реального сектора и росте биржевых показателей раздувается финансовый пузырь, который однажды обязательно лопнет. Этот момент до недавних пор оттягивали, накачивая экономику деньгами при помощи Программы количественного смягчения (QE). Но теперь такой возможности просто нет.
К этому остается добавить, что американский Минюст предъявил рейтинговому агентству Standard & Poor’s иск на 5 миллиардов долларов, обвинив его в завышении рейтингов ипотечных бумаг в преддверии кризиса 2008 года. По мнению истцов, его аналитики намеренно выставляли чересчур высокие рейтинги облигациям, зная об их ненадежности. По версии следствия, в S&P были в курсе, что цены на рынке недвижимости падали, и что многие заемщики постепенно отказывались погашать ипотеку. Впоследствии многие облигации, обеспеченные ипотечными займами, обесценились, что способствовало расширению финансового кризиса в 2008 году. К иску министерства, поданному в федеральный суд Лос-Анджелеса, планируют присоединиться также власти нескольких штатов. Уже подали или планируют подать иски генеральные прокуроры Калифорнии, Коннектикута, Делавэра, Иллинойса, Айовы, Миссисипи.