Цена на нефть демонстрирует стабильный рост. Эксперты прогнозируют подъем до 60 долларов за баррель уже к концу этой недели. Дальнейшее повышение котировок может спасти Казахстан от, казалось бы, неминуемой девальвации, считает исполнительный директор Ассоциации финансистов Олжас Худайбергенов. Кроме того, именно сейчас время «подстелить соломку» перед следующим падением цен на «черное золото».
Цена на нефть марки Brent впервые за месяц повысилась до $58 долларов за баррель и достигла 3 февраля значения $58,96. Согласно материалам Intercontinental Exchange по состоянию на 01:30 времени Астаны 4 февраля цена барреля нефти Brent составляла $57,84, что на $3,09 выше уровня закрытия предыдущего торгового дня.
Происходящее на биржах эксперты называют событием прогнозируемым и ожидают дальнейшего повышения цен на «черное золото».
Олжас Худайбергенов, исполнительный директор Ассоциации финансистов:
— Этот отскок был ожидаем по двум причинам: во-первых, когда цена на нефть быстро падает, исходя из прошлого опыта, она также быстро и отскакивает. Второй момент больше психологический. Когда все ждут, что цена на нефть будет расти или стоять, то она падает. Когда все ждут, что она уже точно не вырастет — она начинает расти. Это сработало и сейчас. Скорее всего отскок будет приличный. К тому же, если еще добавятся некоторые политические факторы, то нефть может достаточно сильно вырасти.
Главным политическим фактором, который может повлиять на стоимость нефти, мировые СМИ называют переговоры Саудовской Аравии с Россией. Саудовцы могут сократить добычу нефти, если власти РФ откажутся от дальнейшей поддержки сирийского правительства во главе с Башаром Асадом, пишет 3 февраля New York Times со ссылкой на саудовских и американских чиновников.
— Если такой торг имеет место и стороны договорятся, Саудовской Аравии достаточно снизить добычу всего лишь на 1 млн баррелей, чтобы цена на нефть обратно взлетела до 100 долларов за баррель. Несмотря на заявления саудовского принца, что нефть никогда больше не будет столько стоить — «никогда не говори никогда». Цена на нефть может и 200 долларов за баррель показать. Она настолько волатильна, что предсказывать верхние или нижние пределы — неправильно.
Впрочем, уже к концу 2015 года добавятся 2 экономических фактора, которые будут давить на снижение стоимости, считает Олжас Худайбергенов. Первый — мировой кризис. На конец 2014 года 3 из крупнейших 10 экономик мира — Япония, Италия, Бразилия — оказались в состоянии кризиса. К концу этого года ожидается, что к ним присоединятся еще 4-5 стран. Кризис уже захватил Россию, теперь подбирается к Франции, Германии, Великобритании. Кроме того, Япония планирует сильно сократить потребление нефти после запуска атомной электростанции, что тоже может существенно повлиять на котировки.
— Сейчас надо воспользоваться моментом, чтобы при следующем падении цены на нефть никто не бежал покупать доллары, чтобы все были уверены в завтрашнем дне. Все боятся потерять на девальвации. Раз все боятся, надо дать гарантии, что никто не потеряет на курсовой разнице. То есть Национальный банк должен предоставить гарантию на курсовую разницу по всем тенговым депозитам сроком более одного года. Если эта гарантия будет предоставлена, тогда человек не потеряет ни в долларах, ни в тенге. Соответственно начнется массовый переток в тенге, поскольку по тенговым депозитам ставка выше. Но здесь есть еще один нюанс. Надо эту гарантию предоставить в случае, если девальвация в течение года превысит 6%. Потери в пределах 6% легко компенсируются за счет разницы по ставкам: по долларовым депозитам — 3%, по тенговым — 11%, разница — 8%. То есть по тенговым все равно доходность останется выше. А если девальвация будет больше 6%, тогда государство компенсирует полную разницу. Тогда тенговый вкладчик получит и курсовую разницу, и 11% дохода. Эти 6% позволят сделать плавную девальвацию. 6% от 184 — это где-то 11 тенге. С февраля по декабрь можно постепенно — каждый месяц на 1 тенге — ослаблять валюту. И населением это будет воспринято как щадящий режим. Когда делается резко, это приводит к резкому спаду платежеспособности и росту цен. А 6%-ая девальвация не будет оказывать влияние на рост цен, потому что 1 тенге в месяц — небольшая цифра. У нас инфляция по-любому соствляет от 5 до 15% по разным товарам.
При этом даже 6%-ая девальвация без государственных гарантий может привести к самым неблагоприятным последствиям. Рынок не поверит в тенге, экономика ослабнет и начнется российский сценарий, считает эксперт.