Миталипов покинул Казахстан в середине 90-х, эмигрировав в США. Там он стал первым ученым, который клонировал обезьяну. Теперь же Миталипов совершил новый научный прорыв — изобрел «митохондриальное донорство», которое можно ненаучным языком описать как создание эмбрионов от трех родителей. Этому открытию нашего бывшего земляка посвящена статья издания The Independent.
Доктор Шухрат Миталипов – эксперт по клонированию
«Шухрат Миталипов заработал мировую репутацию, будучи грандиозным экспериментатором, способным производить опыты над яйцеклетками и эмбрионами, на которые не отважилось большинство из его коллег. Родившись в Казахстане в советские времена и получив образование в Москве, доктор Миталипов в 53 года эмигрировал в США в середине 90-х. С тех пор он периодически шокирует мир своим мастерством в работе с яйцеклетками и эмбрионами.
В настоящее время он намерен использовать митохондриальное донорство в качестве лекарственного средства от возрастного бесплодия — при условии, что получит одобрение на клинические исследования.
Многих данная технология сбивает с толку, и причиной тому научная терминология, подвергшаяся изрядной обработке в последние несколько лет, с тем, чтобы процесс стал более понятен и принят широкой общественностью.
Митохондриальное донорство также известно как митохондриальная пересадка. Простыми словами, это слияние ДНК трех человек в одном эмбрионе. Тем не менее, технология на самом деле гораздо более изощренная, чем подразумевают термины «митохондриальная пересадка» и «митохондриальное донорство».
Стюарт Ньюман, профессор клеточной биологии в Нью-Йоркском медицинском колледже, утверждает, что данные термины были специально искажены, чтобы общественность приняла новую технологию.
«Пересадка митохондрий (это органеллы, извлекающие энергию из молекул и делающие ее доступной для использования клеткой) не вовлечена в процесс создания эмбриона от трех родителей», — говорит Ньюман.
Он указывает, что технологии производства эмбрионов от трех родителей не задействуют пересадку митохондрий, а заключаются в пересадке ядра из яйцеклетки одной женщины («пациент») в яйцеклетку другой женщины (по непонятной причине называемой «донором»), в которой собственное ядро было удалено.
Когда Министерство здравоохранения Британии впервые заговорило о возможности использовать митохондриальную пересадку таким образом в отчете ведомства за 2000 год, технология называлась «пересадка ядра ооцита» — из-за сильной схожести с «пересадкой ядра клетки», технологией клонирования, которая использовалась при создании первого в мире клона, овечки Долли.
Пересадка ядра клетки не является клонированием, потому что задействует оплодотворение яйцеклетки сперматозоидами, но в более широком смысле процессы очень схожи. Именно поэтому доктор Миталипов, эксперт по клонированию, вовлечен в разработки технологии «митохондриального донорства». Изменения в терминологии звучат более дружелюбно, чем «пересадка ядра яйцеклетки», и становится ближе к донорству органов, с которым ошибочно сравнивают технологию.
Профессор Ньюман не удивлен: «это своеобразный обет молчания среди ученых и специалистов по биоэтике, который не дал продемонстрировать многим ученым всю значимость и весомость изменений в терминологии, особенно, прессе и специальным органам по контролю за опытами над человеческими эмбрионами. Тем не менее, результаты этих процедур будут огромными и их нельзя игнорировать, они принесут множество инноваций в сфере здравоохранения и евгеники».
Источник : The Independent.