Ежегодно в Казахстане сражаются не только за медали и кубки, но и за солидные премиальные. По самым скромным подсчетам, суммарное количество призовых выплат на самых крупных турнирах превышает 1,5 миллиона долларов. 365info.kz разбирается, кто кому и за что платит.
Помните популярный анекдот, в котором отец, наслушавшийся новостей о рекордных заработках футболистов, отвесил пощечину сыну, делавшему уроки, и посоветовавший вместо этого идти играть в футбол? Так вот, зарубежные спортсмены любят приезжать в Казахстан хотя бы потому что денег на спорт и призовые выплаты у нас не жалеют. Взять турнир по гольфу Kazakhstan Оpen в Алматы, в котором любит принимать участие бывшая теннисная звезда Евгений Кафельников. Еще в 2013 призовой фонд этого состязания был одним из самых крупных в истории European Challenge Tour – 400 тысяч евро! Но в прошлом году организаторы решили раскошелиться еще больше и повысили премиальные на 50 тысяч евро. Отличительной чертой гольфа является то, что на таких турнирах, как в Алматы, могут заработать даже лузеры. Так, участник, занявший последнее 65-е место, все равно получал поощрение в размере 1000 евро. Победитель же стал богаче на 70 тысяч евро.
Заявление Дархана Калетаева о необходимости ввести потолок зарплат в казахстанском футболе произвело эффект разорвавшейся бомбы. Правда, вот незадача — крупных футбольных турниров в нашей стране с мощным премиальным фондом не проводится. Ну не считать же таковым Кубок президента для юношеских сборных, где победитель получает $10 тысяч, финалист — $6000, а обладатель третьего места — $4000?
Запомните самое главное: все деньги в казахстанском футболе крутятся в премьер-лиге. Да, в этом соревновании нет призового фонда. Но если посчитать бюджеты 12 клубов в 2015 году, то они, возможно, превысят 100 миллионов долларов.
Но мы продолжаем говорить о премиальных. Еще восемь лет назад Кубок президента по теннису проводился в Алматы на кортах Баганашыла с небольшим призовым фондом – 50 тысяч долларов. Но после смены руководства в федерации тенниса все переменилось. Турнир прописался в Астане, сумма премиальных возросла до 225 тысяч (125 тысяч в мужском и 100 тысяч в женском состязании), а участвовать стали даже игроки из ТОП-100 мирового рейтинга.
Не только Сабиной Алтынбековой, но и хорошими премиальными могут похвастать в отечественном волейболе. Так, бюджет Кубка президента среди мужских и женских команд составляет 200 тысяч у.е. – по 100 тысяч на каждый турнир.
Стали хорошо платить и в казахстанском боксе. Если раньше боксеры получали серьезные премиальные от своей федерации в случае успешного выступления на чемпионатах мира, Азии и Азиадах, то сейчас битва за неплохой куш идет сразу на двух турнирах. Так, в Кубке КФБ, где участвуют сборные регионов, общий призовой фонд составляет 25 миллионов тенге. И львиную долю из этой суммы получают победители. Кроме этого в прошлом году были предусмотрены денежные премии и на июльском Кубке президента в Алматы. Чемпион в своем весе (а всего в боксе их десять) получил $4000, финалист — $2000, а обладатели «бронз» — по тысяче. Стоит отметить, что личные тренеры победителей, благодаря воспитанникам, заработали по $2000 каждый. Благодаря тому, что в большинстве категорий первенствовали казахстанцы, 56 тысяч долларов из общих 100 тысяч осталось в стране. Похвальная экономия.
Проводились щедрые на премиальные турниры и в борьбе. Так, в разные годы призовой фонд Кубка президента в этом виде спорта составлял 30, 77 и даже 100 тысяч долларов. В 2012 году, к примеру, за первое место выплачивалось 5 тысяч долларов, за второе — 3 тысячи у.е. и за два третьих места — по 1 500 долларов. Стоит отметить, что в Казахстане нет никакой дискриминации по выплатам. А в США она есть. Так, призовые за победу на турнире Дэйва Шульца в США выплачивают только американским борцам! У нас же таких сюрпризов для гостей не предусмотрено. Заборол всех – так получи!
С первого же раза мощно заявил о себе турнир по казахской национальной борьбе «Казакстан Барысы». Победитель зарабатывает как серебряный призер Олимпийских игр – 150 тысяч долларов. Обладатели «серебра» и «бронзы» получают $50 тысяч и $30 тысяч, соответственно. Кроме этого проводятся еще турниры «Алем Барысы» (150 тысяч долларов призовых) и «Евразия Барысы» (100 тысяч долларов). Стоит отметить, что в прошлом году гостям очень понравилось участвовать на двух последних стартах. Кубинец Видал Брайсон покинул Павлодар не только как триумфатор «Алем Барысы», но и прихватил $100 тысяч. В Таразе же на «Евразия Барысы» первенствовала сборная Монголии заборовшая в финале казахстанских палуанов.
Впрочем, не все организаторы могут похвастать щедрыми премиальными. Во многих не олимпийских видах спорта они очень скромные. Взять, скажем, Кубок президента по самбо в Алматы. Несколько лет подряд участники сражаются за 3000 долларов, полагающиеся победителю. Финалист и бронзовый призер зарабатывают и того меньше – 1500 и 750 долларов соответственно.
Глядя на сумму большинства премиальных понимаешь: те времена, когда девиз «главное не победа, а участие», остались в далеком прошлом. Впрочем, после падения цены на нефть они могут вернуться.