Неформальная встреча президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и канцлера Германии Ангелы Меркель, которая состоится 9 января в Берлине, должна окончательно прояснить, быть ли саммиту в «нормандском» формате в Астане 15 января. Впрочем, то, что этот вопрос решается с участием главы нашего государства — уже победа казахстанской дипломатии, считают политологи. Кроме того, становится понятным, кто еще рассчитывает на дивиденды от переговорного процесса.
Досым Сатпаев, политолог:
— Сейчас мы наблюдаем очень интересный процесс. Казахстан предлагает себя в качестве посредника между Европейским союзом и Россией. На постсоветском пространстве у России сейчас не так много партнеров, с которыми хотя бы формально президент Путин мог бы вести частые переговоры и встречи. Если посмотреть итоги прошлого года, то по частоте телефонных переговоров и встреч Назарбаев и Путин заняли первое место. Это, кстати, вызывало у Лукашенко определенную ревность.
Белорусский лидер, в свою очередь, пытается представить себя в качестве посредника между Украиной и Россией и активно пытается эту роль реализовать. Но есть давно сложившиеся трения между Минском и Брюсселем, которые готова урегулировать уже Украина, о чем недавно заявил Порошенко.
Германия в данном случае тоже является посредником. Неудивительно, что Порошенко очень активно лоббировал участие в переговорном процессе двух европейских государств — Германии и Франции. Они хорошо подходят на роль посредников и модераторов, потому что в свое время старались быть сторонниками диалога. Потом уже ужесточили санкции, потом уже стали занимать более жесткую позицию.
При наличии стольких участников переговорного процесса, возможность того, что стороны придут к соглашению 15 января в Астане, практически невероятна. Да и само проведение саммита остается под большим вопросом.
— Визит Назарбаева в Берлин ставит перед собой несколько целей. Во-первых, четко прояснить вопрос по поводу мероприятия в Астане, будет оно или нет. Во-вторых, если не будет, выслушать определенные доводы, почему этого не произойдет. И, естественно, согласовать с Германией те вопросы, которые могли бы обсуждаться уже со стороны Астаны по отношению к Москве. Необходимо четко распределить между участниками переговорного процесса самые важные ключевые вопросы, чтобы не было разногласий.
То, что Германия и Франция стали высказывать сомнения, на 50% снизили шансы проведения встречи в Астане 15 января. Даже с точки зрения дипломатического этикета, главы государств не могут слишком часто встречаться. Если сейчас Назарбаев встречается с Меркель, возникает вопрос, о чем они будут говорить 15 января? Если все вопросы будут уже обсуждены. Не стоит забывать, что Олланд недавно тоже был в Казахстане. Опять же с точки зрения дипломатического этикета, приезд в одну и ту же страну в течение короткого периода времени — тоже не очень обычная практика. Должен присутствовать интервал между визитами глав государств.
Встречаться просто так — бессмысленно. Тем более в Берлине уже прошла встреча 4-х сторон. Рабочая группа собралась, чтобы вынести на обсуждение вопросы, которые могли быть рассмотрены на встрече глав государств в Астане. И Франция, и Германия уже начали понимать, что каких-то серьезных подвижек может не быть. Поэтому возник вопрос, стоит ли проводить 15 января встречу в Астане.
По мнению некоторых политических обозревателей, Казахстан, помимо всего прочего, пытается заручиться поддержкой Евросоюза и стремится использовать встречу в Астане для получения гарантий неприкосновенности собственных границ. Однако, на деле разговоры об этих закулисных чаяниях оказались не больше чем мифом, утверждает Сатпаев.
— Никто Казахстану не будет гарантировать неприкосновенность границ. Это миф. Как показала ситуация с Украиной, система международного права практически отсутствует. Украинские события наглядно показали, что если страна ослаблена изнутри, если ее раздирают противоречия, если существует идейный сепаратизм, если политические элиты не занимаются страной, а больше занимаются политическими играми, эта страна расколется, и этим воспользуются внешние игроки. Поэтому рассчитывать на внешнюю поддержку в случае возникновения серьезных угроз для Казахстана наивно. Тем более, что географически Казахстан находится намного дальше от европейского союза, чем Украина. Выходит, что если, не дай бог, что-нибудь произойдет, мы должны рассчитывать только на свои собственные силы. А собственные силы это — сильная армия, сильная экономика, сильное мобилизованное общество, которое дает серьезный кредит доверия власти. Если этого кредита доверия нет, то тогда это государство тоже обречено. Потому что в этом государстве появляется большое количество внутренних расколов: межэтнических, межязыковых, которыми могут воспользоваться внешние игроки для достижения своих целей. Даже наше многочисленное участие в разных международных организациях вряд ли нам поможет. Если мы сами собственными усилиями не мобилизуем общество и власть, если не решим внутренние проблемы, то мы будем настолько слабым игроком, что любой внешний толчок со стороны может привести к необратимым последствиям.
Впрочем, уже сейчас можно говорить о победе казахстанской дипломатии, считает Досым Сатпаев. Вне зависимости от решения, которое примет фрау Меркель по поводу встречи в Астане.
— Сам факт того, что Назарбаев едет в Берлин, даже если встреча в Астане не состоится, уже является хорошим знаком. Это определенно дипломатический успех Казахстана в том плане, что Астану держат в курсе дела по этому вопросу. Не суть важно, где такие встречи проводятся. Сам факт того, что Германия уже рассматривает Казахстан в качестве посредника, модератора — это то, чего, по сути, Астана и добивалась. Данный визит компенсирует возможный риск непроведения встречи в Астане.
Напомним, согласно договоренностям, достигнутым 27 декабря во время телефонного разговора, 9 января в Берлине запланирована неформальная встреча президента Казахстана с канцлером Германии А.Меркель. По данным пресс-службы Акорды, в ходе данных переговоров будут обсуждены вопросы двустороннего сотрудничества, а также ситуация в Украине. Кроме того, по просьбе германской стороны предусмотрена встреча главы нашего государства с федеральным министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером.