2015 год начался скандальным решением Казахстанской ассоциации IT-компаний повысить цены на доменные имена .kz и .каз более чем в 2 раза. Казнет в ответ разразился потоком ожесточенной критики.
По сути, весь сыр-бор начался из-за приказа ассоциации IT-компаний — документ запретил всем регистраторам продавать национальные домены ниже 3 360 тенге. То есть цены были повышены волевым решением «сверху», а не главными механизмами рыночной экономики – конкуренцией, спросом и предложением. При этом стоимость на регистрацию поднялась после обращений в Казахстанскую ассоциацию IT-Компаний руководителей двух хостинг-провайдеров (Hoster.kz и Ps.kz, — прим. ред.), под контролем которых находится более 80% казахстанского рынка доменов.
В объясняющей части приказа говорится, что повышение вызвано необходимостью «устранения дисбаланса между стоимостью годового сопровождения доменных имен, обеспечения дальнейшего развития системы распределенной регистрации доменных имен и окупаемости работы регистраторов».
При этом в статистике, представленной Казахским центром сетевой информации KazNIC в дополнении к приказу, два основных игрока – Hoster.KZ и PS.KZ, настаивающие на убытках от демпинга, имеют самые низкие цены на услуги регистрации.
Документ этот наделал много шума в Казнете. Многие увидели в этом событии признаки монопольного сговора, целью которого является получение сверхприбыли главными игроками рынка, которые ранее были главными демпингерами.
«Налицо типичная схема монополистов, – обсуждают казахстанцы неприятную новость на тематических форумах. – Подмять демпингом большую часть рынка, а потом поднять цену в 2,5 раза. Интересно, на каком основании при объявленной дедолларизации экономики повышение цены оправдывается привязкой к курсу доллара в ценообразовании?»
«Простой монопольный сговор. Две компании, монополисты де факто, реализовали очень простую схему:
1. поставили очень низкие цены;
2. подсадили побольше народу;
3. подождали;
4. подняли цены;
5. прикрылись бумажкой!»
«Честно говоря, не совсем понятно, почему руководителя KazNIC заинтересовала прибыль регистраторов – обычных перепродажников. Что мешало регистраторам самостоятельно поднять цену на услугу, если она для них является критически убыточной?», – задаются простым вопросом форумчане.
По мнению одного из профессионалов IT-рынка и противника повышения цен на домены, технического директора интернет-компании Mediana Services Limited Умирбека Курбанбаева, если учесть все «мелочи» этой принудительной инициативы, то получается, что администратор пошел на такие меры вопреки правилам свободы в бизнесе.
– По статистике сложилась такая картина: 85% доля казахстанского доменного рынка принадлежат двум-трем крупным регистраторам, в основном, Hoster.kz и Ps.kz, – считает Умирбек Курбанбаев. – Долгие годы эти основные игроки играли на демпинге цен на домены, ведя между собой борьбу на понижение, от 3400 до 1400 тенге, при этом смело раздавая своим клиентам от двух до пяти бесплатных доменов в подарок. Естественно, люди шли к ним, и вот, когда число обладателей доменов серьезно выросло, каким-то чудесным образом эти крупные регистраторы убедили администратора издать непонятный приказ: повысить цену на домены. По каким таким правилам формирования бизнеса – никто не пояснил.
– Павел Гусев (KazNIC), Денис Сухачев (Hoster.KZ) и Никита Красулин (Ps.kz) на разных источниках объясняют свои позиции по данному ходу, – продолжает Умирбек Курбанбаев. – Я попросил Павла Гусева ответить на такой жизненный вопрос «Как теперь должны поступать новые регистраторы, чтобы войти в рынок доменов с такими «предписанными» условиями и завоевать уровень конкурентоспособности, выглядеть привлекательнее уже существующих игроков рынка?» Был дан ответ: «У них есть превосходство — предложить клиентам персональное обслуживание». Конечно, он не раскрыл секрет о том, каким способом новичку удастся привлечь при абсолютно равных условиях новых клиентов, чтобы начать то самое персональное обслуживание. На мой взгляд, у новичка нет никаких шансов на быстрое развитие, и он долго будет буксовать и работать на грани разорения…
Фактически можно говорить об уничтожении основы для здоровой конкуренции на рынке продажи доменных имен.
Павел Гусев, директор Казахского центра сетевой информации (KazNIC), назвал этот приказ «необходимостью технической модернизации и внедрения современных методов защиты». Он считает, что на сегодня мы имеем одни из самых демократичных правил, регулирующих функционирование адресного пространства.
По словам Дениса Сухачева, директора Hoster.KZ, погоду на рынке делали «любители демпинга», но теперь демпинг в доменной зоне .kz закончился.
– Игра в демпинг – эстафета, которую передавали регистраторы друг другу. Дошло до 1400 тенге при «закупочной» стоимости в 1456 тенге. Убыток доходил до миллиона тенге в месяц и компенсировался деньгами от продажи других услуг, но бесконечно это продолжаться не могло. Вроде как есть правила, вроде как их нужно соблюдать, – говорит Денис Сухачев. – Домены, по идее, живут своей жизнью, но в Казахстане очень связаны с услугами хостинга. А услуги хостинга, как бы нам не хотелось, связаны со стоимостью доллара. Что же происходило с курсом доллара в последние годы? Прыгнул со 120 тенге до 150 тенге – изменений нет. Прыгнул со 150 до 180 – изменений нет, увеличения нет и даже умудрились снизить стоимость! А что в результате? В 2014 году перестали работать несколько компаний, которые занимаются хостингом, просто пропали или были полностью или частично проданы. Не без скандалов, не без проблем у клиентов, не без жалоб.
Откуда у доменов появляются дополнительные расходы? Откуда появился минус? Кажется, что стоимость домена — это только закупочная цена, а на самом деле это не так, утверждает Денис Сухачев.
«Обслуживать клиентов нужно – это и поддержка по телефону, и сотрудники, которые отвечают на запросы клиентов – с техподдержки, отдела продаж, бухгалтерии. Не будет людей – не будет сервиса. Это разработка и развитие программного обеспечения для удобства работы клиентов, это и бесперебойная работа сервисов, обновление оборудования. Отправка оригиналов документов по почте – счетов, счетов-фактур, актов и актов сверки — тоже добавляет расходы. Плюс нужно не забывать про налоги и различные комиссии-отчисления. Вся эта работа выполнялась «бесплатно», а все расходы компенсировались из других услуг, – объясняет существующее положение вещей на своей странице в ФБ директор Hoster.KZ. – И я очень надеюсь, что в определенный день в феврале мы не узнаем про очередное изменение курса тенге».