Народ изголодался по классической музыке — певица Толкын Забирова знает об этом не понаслышке. Она видит это на гастролях. И об этом она пришла рассказать в нашу студию.
— Вы знаете, как стать звездой? А как живут наши звезды вне сцены и репетиций, концертов? Не знаете? Об этом хорошо знает и сейчас поделится с нами наша гостья. У нее много титулов, все не перечислишь. Заслуженный деятель РК, профессор Академии искусств им. Жургенова, лауреат и дипломант международных конкурсов вокалистов, кандидат искусствоведения и просто красавица Толкын Забирова. Наши зрители хотят знать, как Вы стали звездой?
— История длинная. Но я в 9 лет точно для себя определила, что я – человек сцены и стану певицей. Тогда мы жили в Семипалатинской области, в городе Аягуз. И бабушка забирала нас, внуков, на каникулы в Алматы. Тогда я, ударив кулаком по столу, сказала, что учиться в этой музыкальной школе больше не буду, найдите мне хорошую музыкальную школу. Все лето, сидя в тени деревьев, я учила песни на казахском языке. Тогда как мои братья и сестры бегали, играли, плавали.
— У музыкантов детства нет. И было это 20 лет назад?
— Почти так.
— Я много читал о Вас. Посещаю все ваши концерты. Человек из глубинки и все ваши достижения – это возвышенное и неземное. Об этом и будем говорить. Итак, сегодня Вы — очень успешная женщина. Одна из самых ярких звезд нашей эстрады. Более того, Вы – классическая певица. Вам наверняка завидуют многие коллеги, так как Вы – ученица великой Бибигуль Тулегеновой. Как Вы к ней попали?
-Это достаточно известная история, о ней я уже много раз рассказывала. Я закончила музыкальную школу для одаренных детей им. Жубанова, отделение хорового дирижирования. По своей специальности я поступила в консерваторию. Нас разделили на смешанный и женский хор. А еще у нас была оперная студия. Мы готовили «Золушку». Я пару раз опоздала на основной хор. Меня тогда отругал Алагузов Турым Сагидуллаевич. Сейчас мы с ним друзья, переписываемся.
— Вы сейчас коллеги.
— Мы часто вспоминаем те сладкие годы. И я говорю, что он поспособствовал тому, что я решила попробовать себя в сольном пении. Встретила Бибигуль Ахметовну после рабочего дня. Остановила ее на полпути в коридоре консерватории. Попросила вернуться в класс и послушать меня.
— К тому времени Бибигуль Тулегенова – народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, профессор Алматинской консерватории. Вы к ней подходите и говорите: «Здравствуйте! Я — будущая звезда Толкын Забирова».
— Я обратилась: «Бибигуль Тулегеновна…». Она поправила: «Я — Бибигуль Ахметовна». Бабушка потом меня ругала: «Разве можно к таким уважаемым людям подходить, как к своим сверстникам?» Но я об этом не думала. В голове была только одна мысль.
— Но сердечко-то, наверное, трепетало.
— Естественно. Я помню, когда мы были еще детьми, бабушка переключала каналы и слушала ее пение. Помните эти телевизоры, когда нужно было встать с кровати и плоскогубцами переключать?
— У Вас был такой телевизор? Может, у Вас еще и грабли с вилами в сарае стояли?
— Ой, Василий Васильевич, даже не вспоминайте. Когда-то у нас были и бараны, и корова.
— Вы умеете доить корову?
— Сейчас – не скажу. А когда-то я тоже это делала.
— Я помню Вас студенткой консерватории. Уже тогда Вы были со вкусом одеты. Насколько позволяли 90-е годы. Тогда у нас ничего не было. И мне казалось, что Вы из богатой интеллигентной семьи, где интеллигентность не в первом поколении, а культивированная. А Вы мне говорите про баранов и Аягуз. Кто материально помогал Вам, студентке, быть на таком уровне?
— Я думаю, роскошь заключается в простоте и слаженном гармоничном стиле. Вкус у меня тогда был скромный. Я и сейчас придерживаюсь классики. То, что мне подходит по духу и по фигуре. Мы никогда не жили на широкую ногу. Все самое вкусное и лучшее доставалось гостям и приезжим родственникам. Шоколадные конфеты и вафли мы видели только по праздникам, когда бабушка открывала сундук для гостей. Это печенье уже могло пахнуть, но ждало своего звездного часа, очередную порцию гостей.
— То есть лицом в грязь перед гостями ударить нельзя. А Вы сами что-нибудь себе перешивали из одежды?
— Нет. У меня мама училась на швею. Сейчас вспоминаю, она мне шила ранние платья. Помню розовое платье с красными розочками.
— Вы были уже студенткой в классе Бибигуль Ахметовны.
— Когда я начинала выступать, было много казахских программ «Тамаша», «Кеш жарык», музыкальная программа по четвергам. Тогда я ходила в ателье по пошиву одежды «Макпал», «Сымбат».
— Это были Дома моды.
— Да. Там я брала платья в аренду.
— В этих платьях я Вас и видел. Значит, эти руки иголку с ниткой держать не могут?
-Почему? Я своим пацанам пуговицы пришью, если брюки растрепались, подошью.
— Вы?! Профессор, звезда эстрады?
— Я могу стоять на сцене в концертном платье, а через 15 минут стоять и жарить дома пирожки.
— А со стиркой сейчас вообще проблем нет. Вы пошли по совсем новому пути. Вас называли три в одном. Был ваш первый сольный концерт. Вы пели народные песни, пели классику концертно-камерного жанра, пели эстраду зарубежную и классику в эстрадной обработке. А теперь Вы для меня открываетесь как мама, плюс научная деятельность. Как Вам удалось кандидатскую написать при трех детях? Кто Вам помогает?
— Идея написать кандидатскую родилась не 2, и не 5 лет назад. Я закончила консерваторию в 23 года. Через год мой будущий научный руководитель Арлений Виталий Николаевич пригласил меня на кафедру методики и педагогики. Он пригляделся ко мне, когда я еще училась, и признался, что ему нужно уезжать в Москву, там его дети, а оставить свои труды и начинания некому. Он сказал, что решил остановиться на мне, так как я – человек ответственный и смогу все это потянуть. И тогда мы выбрали тему для моей будущей диссертации, связанную с фонетикой казахского языка. Но мне 23 года. Нужна любовь, ветер в голове. Я настолько была далека от мысли, что буду заниматься наукой и мне это пригодится. Сначала я в виде пассивной практики посещала его занятия. Потом мне пришлось этот процесс внедрять. Я стала садиться за инструменты и преподавать педагогическую практику. Потом он мне передал весь лекционный материал. Я начала читать лекции по вокальной методике. 8 лет я отработала в консерватории, но мы непрерывно работали над этой темой. И когда он уехал в Москву, я ездила туда, и мы в летней беседке трудились. Он много рассказывал. Был очень интересным человеком. Меня не столько тянула фонетика казахского языка, а было интересно слушать этого человека. Он закончил консерваторию и 15 лет был солистом Большого театра в Москве, пел ведущие оперные партии.
— Я уже понял, Вам везло на хороших людей. Бибигуль Тулегенова и ваш куратор по науке. А кто в это время дома полы мыл? Вы были уже замужем.
— Я об этом не задумывалась. Нет, конечно, и мои дети бы не появились один за другим, и я бы не занималась своей концертной деятельностью, если бы не помощь моей мамочки и супруга, который всегда меня понимал, поддерживал и ведет меня.
— Толкын, Вы, наверное, уже забыли. Вы вышли замуж за известного в Советском Союзе продюсера, который начал развивать шоу-бизнес в Казахстане, но шоу-бизнес не получился в должном виде, потому что Вы женили этого человека на себе, как тогда говорили — по расчету. Вы хотели стать эстрадной певицей и знали, что кроме Сафара Бабаева никто Вам в этом не поможет.
— Вот такая я коварная. Это, как говорят, судьба. Я никогда не думала, что выйду замуж за Сафара Бабаева. У нас большая разница в возрасте. И я на него смотрела, как…
— Как солдат на генерала. Так это он на Вас обратил внимание?
— Думаю, да. Он мне сказал: «Когда я отправлял тебя на гастроли, я подумал, что эту девочку упустить нельзя».
— И не упустил. Вы сейчас гастролируете?
— Да. Не так давно прошел мой сольный концерт в Петропавловске. В этом году я отметила 25-летие своей концертной деятельности большим грандиозным концертом во Дворце Республики. Говоря о концертной деятельности, я не совсем удовлетворена. Концертов было запланировано много, но не все из них, возможно, из-за кризиса, состоялись.
— «Казахконцерт» жив? По-моему, все эстрадные концерты планировались там.
— Я к «Казахконцерту» не имею никакого отношения. Я всего год была солисткой филармонии им. Жамбыла, но этот период прошел бесследно. А к солистам «Казахконцерта» я не относилась. Всегда сама по себе.
— А кто у нас сейчас занимается шоу-бизнесом? Ваш муж отошел от дел. «Казахконцерт» ничего не проводит.
— Проводит. У него есть список своих исполнителей, которые получают зарплату и выполняют свой план.
— Я вижу их афиши. Концерты-солянки. Выходят 25 человек и чешут по одной песне.
— У меня сольный проект. А шоу-бизнесом занимается множество продюсерских центров. У каждого центра свои задачи, цели, идеология. С их помощью исполнители хоть как-то выживают.
— От вашего взгляда, конечно же, не ускользнуло, что шоу-бизнес сменился той-бизнесом.
— К сожалению, да. Потому что мне бы хотелось зарабатывать деньги своей концертной деятельностью.
— А не петь перед жующей публикой.
— Когда я езжу на гастроли в глубинки, я вижу, как публика изголодалась по классической музыке. Как она насытилась уже этими той-песнями. Есть такое трафаретное мышление: от тебя ждут чего-то легкого, поверхностного. То, что легко продается и покупается, воспринимается. И мне приятно, когда я приезжаю в города и районные центры, публика воспринимает то, что я пою.
— Больших-то денег на этом не заработаешь.
— Важно дать духовную подпитку. После концерта люди приходят и говорят: «Я сегодня как будто оторвался от земли». И для меня это не средства, на которые можно реализовать свои планы, а то, чего ни за какие деньги не купишь. Вот это меня вдохновляет, окрыляет. Хотя не хлебом единым жив человек. Дай Бог, чтобы в Казахстане не переводились тои, юбилеи.
— Насколько я знаю, у Вас довольно приличные жилищные условия. Значит, певица Толкын Забирова приносит доход в семью?
— Это больше заслуги моего мужа. И жилье, и все остальное.
— Ой, редко женщина так тепло говорит о муже. Он у вас и на базар ходит?
— Василий Васильевич, вы, как будто подглядывали. Ходит.
— Сколько стоит килограмм картошки в Алматы?
— Тенге 100, наверное, стоит.
— Понятно. Сафар точно знает. Потому что содержать такую большую семью и дом, где нужно и гвоздь прибить, и ремонт сделать – непросто. Думаю, это он создает, в первую очередь, для своей жены, а потом уже профессора, поле, в котором Вы смогли достичь своей звездности. Спасибо ему и спасибо Вам!