Обязательное использование детских кресел с начала этого года требует от граждан законодательство. Неиспользование карается штрафом. Между тем многие юристы и простые казахстанцы считают, что предлагаемая норма несет в себе коррупционные риски, создает неравенство между водителями, а также объясняется лоббированием интересов производителей-продавцов детских кресел.
Эксперты отмечают два ключевых момента, создающих угрозу для высокой коррупциогенности этой нормы.
Первый: со стороны МВД нужна была масштабная разъяснительная кампания, чтобы граждане могли подготовиться к введению этой нормы вовремя.
Второй: надо бы отучить работников полосатых жезлов брать взятки и сделать наказание неотвратимым для всех.
– Детские кресла – мера правильная и необходимая, ведь речь идет о безопасности детей. Поэтому, в данном случае, можно говорить только о том, что нужно было дать время водителям-родителям на подготовку в течение 5-6 месяцев, – говорит юрист, директор алматинской юридической корпорации Сергей Злотников. – Многие старые автомобили не приспособлены к установке детских кресел на заднее сиденье, только на переднее, рядом с водителем, но при этом обязательно надо отключать подушку безопасности, о чем многие не знают, потому что никто им не объяснил…Но у нас все делают быстро: сегодня опубликовали список того, что должно входить в состав автомобильных аптечек, а завтра аптечки у всех водителей должны соответствовать новым нормам. Тоже самое с ремнями – еще вчера детей можно было перевозить без специальных удерживающих устройств, а сегодня вдруг выяснилось, что это очень опасно и грозит штрафом. При этом никакой разъяснительной работы проведено не было. Люди должны бояться не денежного наказания, а последствий дорожных аварий. Вы же любите своего ребенка? Тогда берегите его! А у нас родители боятся штрафа считая, что это требование — очередной законный повод для пополнения личного бюджета дорожных полицейских.
Из комментариев на форумах:
«Нравится мне наше государство: без ремня ездить опасно – штраф, с выключенными фарами тоже опасно – тоже штраф, детям без детского кресла нельзя – штраф, а то что на дорогах ямы метр на метр – это нормально, никак не влияет на безопасность движения!»
– Почему-то остается за кадром событий другая проблема, неразрывно связанная с детским креслом, — продолжает Злотников. — Кто будет контролировать самих полицейских, которые демонстративно ставят свои законы выше государственных? ПДД же на всех распространяются, и на полицейских прежде всего, а они у нас ведут себя так как-будто закон их не касается: без включения проблесковых маячков поворачивают через две сплошные, не включают поворотник, не пристегиваются… У нас проблема в том, что законодательство работает избирательно – не для всех одинаково. Вот новые правила вступили в силу и с 11 января все должны ездить с включенными фарами, но половина водителей и не думают их включать, а может даже и не знают об этом. Или другой пример, стоит знак остановка и стоянка запрещена, а рядом в два ряда припаркованные машины. Для чего эти знаки установили? Впрочем, кого-то одного, выборочно, на усмотрения инспектора, может быть оштрафуют. Но если бы в МВД захотели навести порядок, то могли бы за пару дней все исправить. 15 лет назад я видел как в Праге девушки на мотоциклах едут с фотоаппаратами и фотографируют нарушителей, не обращая внимания на «крутость» авто и номеров.
Из пресс-релиза Комитета административной полиции МВД:
«Столкновения и опрокидывание автотранспорта – эти дорожно-транспортные происшествия характеризуются самой высокой тяжестью последствий. Так, в 2014 году 49 детей-пассажиров погибло при столкновении автотранспортных средств, 32 погибли при опрокидывании автотранспорта».
– Автомобили Nexia, на которых ездят таксисты – это картонка на колесах, там жесть такая, что можно пальцем проткнуть. А ведь они людей везут. Почему же никого не волнует безопасность людей и детей в этих автомобилях? – интересуется Сергей Злотников.
– Конечно, наш народ немного шокирован, – говорит эксперт по детской безопасности Виталий Степанов. – Рынок отреагирует на все эти изменения, но нужно намного больше времени, чем семь дней нового года. Должна была быть заранее проведена огромная разъяснительная работа, которой не было. Поэтому водители посчитали, что это блажь – такая же как пристегивание пассажиров на заднем сиденье автомобиля – де-юре такая норма существует, а де-факто полицейские на нее не обращает внимания и не штрафуют. Но с креслами все оказалось очень серьезно, полисмены решили закрутить потуже правовые гайки. Спорить о санкциях за нарушение смысла нет, так как мы сами ратифицировали международную конвенцию ООН, которая подразумевает наличие закона об использовании ремней безопасности и детских удерживающих устройств, и обязательное (!) исполнение этого закона. Если мы планируем называться цивилизованной страной, то нам нужно принимать все эти законы и соблюдать их. Кстати, эксперты Всемирной организации здравоохранения утверждают, что травмы в результате ДТП сейчас входят в десятку списка основных причин смертности в мире и прогнозируют, что, в случае не принятия срочных мер, к 2030 году дорожно-транспортные происшествия поднимутся на пятую строчку по человеческой смертности.
Из комментариев на форумах:
«Рождение ребенка сегодня отбрасывает семью в полную нищету и дополнительный удар по бюджету семьи, а еще более ограничение свободы передвижения для семьи с детьми способно повлиять на решение о рождении следующего ребенка. Допустим, у меня 4-х местная машина, жена не работает, поменять машину я не могу – станем ли мы рожать третьего? Чтобы потом не иметь возможности никуда выехать всей семьей! И вот сотня погибших без удерживающих устройств за год против десятков тысяч нерожденных».
– Многие приравнивают покупку детского автокресла к большой растрате семейного бюджета. Это действительно недешево, — соглашается эксперт. — Меня часто спрашивают: «А если семья многодетная? Куда в автомобиль ставить четыре детских кресла?» Таким я отвечаю: «А вы купите кресла только для любимых детей, а нелюбимых в багажнике будете перевозить», – рассказывает Виталий Степанов. – Тогда люди понимают абсурдность своего вопроса. Детская жизнь дороже всего на свете, экономить на ней – преступление. Возможно для кого-то эта норма закона будет причиной поменять машину, так как ребенок в автокресле имеет такие же габариты что и взрослый, то есть тем у кого много детей, придется приобретать шестиместные минивены или микроавтобусы.
Из пресс-релиза Комитета административной полиции МВД:
«В 2014 году в Казахстане зарегистрировано 1399 ДТП с участием детей-пассажиров, в которых 89 погибло и 1704 – ранено.
Только за первую неделю 2015 года в результате дорожно-транспортных происшествий погибло 6 детей, еще 17 получили ранения. И в той или иной степени причиной всех этих трагедий стала преступная небрежность взрослых».
– Таксопаркам тоже пора переходить на минивены, — говорит Степанов. — Если вы посмотрите, в Нью-Йорке все такси — минивены. Но все это быстро сделать не получится. Поэтому сейчас все и расценивают эту норму как корупциогенную. Скорее всего, я так думаю, что будет негласный мораторий по МВД, пока по этим статьям не штрафовать, а только выносить предупреждение, – считает эксперт.
– Норма об детских креслах совершенно правильная и нужная. Учитывая огромную аварийность на дорогах Казахстана, эта норма должна быть внедрена, – говорит председатель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков. – Но то, как ее внедряют, сродни тому как хотели ввести запрет стоянки везде, где нет разрешающих знаков. А где эти знаки есть? Их нигде нет. Тоже самое с детскими автокреслами. Сейчас инспектор смело может вставать возле школы или детского садика, тормозить каждую машину и поток денежек потечет в его безразмерный карман.
Нужно было МВД и всем заинтересованным ведомствам, например Минздраву, провести широкую информационную компанию для того чтобы людям объяснить насколько это важно, насколько нужно. Безопасность детей превыше финансовых и любых других вещей. Нужно было весь 2014 год давать информационный поток, о том насколько страшными бывают аварии, как дети гибнут, как ломают руки, ноги, позвоночник, остаются инвалидами… Но у нас получается, что государство пытается заставить устанавливать детские кресла с помощью штрафов.
Из пресс-релиза Комитета административной полиции МВД:
«Дети гибнут потому, что родители-водители не пристегивают их ремнями безопасности, не используют детские удерживающие устройства, зачастую грубо нарушают Правила дорожного движения, несмотря на то, что в салоне транспортного средства находятся дети».
– На мой взгляд первое время полицейские, вместо протоколов, если увидят, что в машине ребенок, могли бы раздавать водителям социальные флаеры, где бы в доступной форме объяснялось необходимость дестких кресел в автомобилях, — говорит Эдоков. — Это позволило бы создать максимальную информированность о том, что такая норма будет вводиться и что это в первую очередь безопасность детей. Эти флаеры нужно раздавать в магазинах игрушек, детской одежды, на заправках… Можно было бы внедрить все поэтапно. К примеру, на первом этапе нужно было бы обязать родителей использовать кресла в случае перемещения по междугородним трассам, где допустимая скоростная норма от 90 до 110 км/час и где последствия аварий намного страшнее. В крупных городах эту норму можно было бы внедрить спустя полгода. В сельских районах эту норму тоже можно было бы отсрочить. То есть если внедрять все грамотно, тогда бы такого широкого отторжения не было бы.
Из комментариев на форумах:
«А что, если семья многодетная, то дети, которые в ней воспитываются, имеют меньше прав на жизнь и здоровье? Типа, эти-то еще наплодятся, пусть рискуют детьми, у них рожалка и оплодотворилка хорошо работают. Одного угробят – еще троих родят. Извините, уважаемый, в нашей стране все равны перед законом. А, значит, отвечать за детей должны в равной степени и многодетные, и однодетные. Коррупция, говорите, на дорогах, так бороться надо с коррупцией, а не выступали бы за права нарушителей».
– В Казахстане нужно внедрять эти нормы безопасности, но мы не Европа, где в семье один ребенок или двое. Хорошее кресло стоит 200 долларов и выше и купить сразу два или три, одномоментно выложив крупную сумму не каждый себе может позволить. А если в семье три ребенка, должно быть и три кресла, если мы говорим о безопасности. Но нигде в ПДД не написано, что нужно покупать именно кресло. Обеспечить безопасность ребенка можно с помощью удерживающего устройства или бустера (специальной упругой подушечки и удобно пристегнуть ребенка штатным ремнем, – прим.ред). И, если мы говорим о формальном соблюдении закона, то «залипухи» в виде накладки на ремень проблему решают. К тому же накладка на ремень небольшая, в сумку кинул и можно пользоваться даже в такси. Если инспектор остановит, то формально ничего предъявить не сможет. Накладки на ремень стоят около 500 тенге, они снижают положение ремня, то есть ремень не сдавливает горло ребенка, а проходит по косточке на плече. В теории, это снижает тяжесть последствий аварий, но на практике, как показывают краш-тесты, они не повышают безопасность. Все эти бустеры, накладочки – они только для полицейских, чтобы они вас не оштрафовали, а с точки зрения безопасности – практически ноль. Поэтому важно чтобы люди поняли, что это нужно для безопасности детей, в первую очередь. Но нас, судя по всему, больше волнуют штрафы…