О том, что трое йеменцев и двое тунисцев, освободившихся из Гуантанамо, прибыли в конце года в Казахстан, первыми рассказали иностранные СМИ. Позже с официальным комментарием выступили и представители нашего внешнеполитического ведомства. Однако вопросы по-прежнему остаются и все чаще звучат вслух: зачем эти люди приехали в Казахстан? Почему мы не отказались их принять?
Асим Табит Абдалла аль-Халаки, Мухаммед Али Хусейн Ханаян, Сабри Мухаммад Ибрахим аль-Кураши, Адель аль-Хакими и Абдалла бин Али аль-Луфти отсидели более десяти лет в тюрьме на базе США в заливе Гуантанамо на Кубе. Все пятеро были задержаны в 2001—2002 годах в Пакистане и переданы в распоряжение властей США из-за подозрений в связях с «Аль-Каидой» или с ее группировками. Однако никому из них так и не были предъявлены обвинения, поэтому военное руководство США приняло решение освободить их из-под стражи и отправить куда-нибудь на поселение. Желающих принять таких гостей, как известно, немного. Кому первому пришла идея о ссылке в Казахстан — неясно, то ли Пентагону, как говорят иностранные СМИ, то ли самим заключенным, как утверждает наш МИД.
Казбек Бейсебаев, экс-сотрудник МИД РК, эксперт по вопросам внутренней и внешней политики:
— Как известно, США никак не могут закрыть Гуантанамо по одной простой причине: куда девать заключенных? На свою территорию не хотят, а делать что-то надо. Поэтому нахожу только два объяснения : либо нас сильно попросили, либо мы сами высказали свою готовность принять заключенных. На первый взгляд, вроде Казахстан сделал жест доброй воли. Но, с другой стороны, это несет риск вовлечения Казахстана в большую мировую проблему. Неизвестно, как прореагируют на это радикальные исламские силы: они могут потребовать освобождения своих людей.
Расселить заключенных Гуантанамо в третьи страны и есть план США по ликвидации Гуантанамо. Всего в 2014 г. из тюрьмы на Кубе было переведено 28 заключенных в третьи страны мира — Алжир, Кувейт, Саудовскую Аравию, Уругвай и Афганистан. В 2015 г. планируется перевести в третьи страны еще 59 заключенных. На сегодняшний день под стражей находятся 127 человек.
Марат Шибутов, политолог:
— Далеко не все узники Гуантанамо были исламистами. Многих задержали вообще просто так. Этим пятерым даже не было предъявлено обвинение. Их загребли «под горячую руку», они там 10 лет сидели с соответствующей обработкой. Выяснилось, что они невиновны, это обычные люди, которым сильно не повезло. И тут после своего освобождения они попросили убежище в Казахстане. Беженцев мы, как страна, присоединившаяся к соответствующим конвенциям, должны принимать. Тем более, если за них ходатайствует ООН. Мы принимали одно время и афганских беженцев, и из Чечни принимали. Это наша обязанность. Они побудут в центре для беженцев, их потом пристроят, и все будет у них нормально, и у нас тоже. Отказать — нехорошо: получится, что мы не выполняем свои обязательства.
Выбор именно Казахстана в качестве убежища, по мнению Марата Шибутова, очевиден: у них на родине гораздо хуже жизнь, чем у нас. Кроме того, шансов, что они получат убежище в Казахстане, а не в Европе, гораздо больше.
Нуржан Айтмаханов, пресс-секретарь МИД РК:
— Это был их личный выбор, плюс было ходатайство Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Исходя из своих международных обязательств и гуманистических соображений, правительство Казахстана присвоило им статус лиц, ищущих убежище. В течение года будет решаться вопрос о предоставлении им статуса беженцев.
К слову, в ноябре пятерых узников Гуантанамо — тоже граждан Йемена и Туниса — приняли Словакия и Грузия. СМИ сообщают, что в прошлом все пятеро — террористы, хотя в официальных документах ЦРУ они уже считаются «не опасными для общества». Теперь их содержание — забота местной полиции. В 2014 году в рамках кампании американского президента Барака Обамы по ликвидации тюрьмы Гуантанамо было переселено 28 заключенных.
«Вашингтон Пост» достаточно подробно описали пятерых человек, которых отправляют в Казахстан.
Один из троих йеменцев, Халаки (Khalaqi), обвинялся в том, что воевал на стороне Аль-Каеды в Афганистане. Был захвачен в Пакистане в 2001-м году. Один из двух тунисцев, Адель Аль-Хакими, подозревался в том, что работал военным советником Усамы Бен Ладена и принимал участие в боевых действиях на Балканах.
При этом ни одному из пятерых так и не было предъявлено обвинений. Состояние здоровья одного из тунисцев описывается как слабое из-за проблем с сердцем.