Мало кто знает, что в Алматы можно купить картины Сальвадора Дали. И, как ни странно, алматинцы любят ходить на выставки с дорогими билетами, нежели на бесплатные. Об этой специфике зрителя — разговор с искусствоведом Музея искусств им. А. Кастеева, Оксаной Танской.
— Существует расхожее мнение, что музеи наши пустуют. Я недавно зашла к вам в музей и обнаружила, что туда зайти не так-то просто. Что вы делаете для того, музей не пустовал? Или сам народ у нас такой культурносознательный?
— Народ сознательный. Но если бы у нас в музее не было бы столько интересных мероприятий, народ не посещал бы его в таком количестве. Недавно была выставка известного художника из России. Мы давно ждали ее. И на такие события людей приходит очень много. Например, два года назад музей организовал совместную с Францией выставку. Было 15 музеев Франции, в том числе Лувр, Дорсе. Привезли около 400 полотен, начиная от 14 века и до сегодняшних дней. Тогда было тоже много посетителей. Есть такой момент. Когда музей работает с тем, что есть в запасе, народ идет с меньшей интенсивностью. А как только какая-то выставка, и билеты дорожают в десятки раз, народ идет с удовольствием.
— А может люди просто не знают, что есть интересного в обычный день. Вот я пришла. Что у вас есть?
— Многие алматинцы, даже не знают, где наш музей имени Кастеева находится. Путают его с Центральным Государственным музеем, который специализируется на совершенно других экспонатах. Наш музей имеет свой отдел. В народе его называют PR-отдел, а правильно – Центр пропаганды. Он занимается размещением информации о деятельности музея на сайте. Делает рассылку в СМИ. Делает анонсирование в журналах. Иногда даже в новостных сюжетах. Если это международный проект, то PR более масштабный. Если местный проект, то PR зависит от того, на сколько именитый художник. Если имя известно, интересно публике, то она придет и на вернисаж, и в период выставки. Если это молодой начинающий живописец, то ожидать большого количества людей не стоит. Хотя PR отдел работает так же, как и над большим проектом.
— Мне было очень приятно увидеть перед музеем еще один музей под открытым небом. Что это за проект?
— Рада, что Вам понравилось. Это детище, можно сказать мое, совместно с сотрудниками музея. Это авторский проект, идея которого зародилась еще несколько лет назад. И мы к этому мелкими шажками. Практика показывает, что во многих музеях мира, крупных и мелких, есть музеи под открытым небом – парки скульптур. В Казахстане в музейной практике это впервые. У нас есть отдельные парки с монументами. А то, что имеет отношение к музейной институции – нет. Была идея поделить парк на две зоны. Поскольку у посетителей парка разные предпочтения. Кому-то нравится классика, как в живописи, так и в скульптуре. Кому-то -произведения современного направления. Одна зона – современное искусство в современном воплощение. Другая – классическая трактовка скульптур. Нам хотелось показать работы не только мастеров, которые на слуху в казахстанской скульптурной среде, как Павел Шорохов, но и новые имена. Поэтому там получилась такая эклектика. Разностилие, которое гармонично уживается в пространстве одной территории. Это придает шарм.
— Мне понравилось, что там каждый мог найти что-то по душе. А как музею удалось заполучить все эти скульптуры?
— Авторы дали нам эти скульптуры на время. Для того, чтобы заполучить эти скульптуры, оформить на них документы и иметь право пользоваться, музей должен был заплатить авторам. Это был социальный проект, не коммерческий. Авторы предоставили работы во временное пользование. В любом музее есть такое понятие как ВХ – временное хранение. То есть художник приносит свою картину, музей принимает ее на временное хранение. В данном случае документы оформлены на год, далее они будут продлеваться. В зависимости от интереса публики. Как только мы заявили об идее парка скульптуры, мастера отдавали свои работы с удовольствием, так как у некоторых он просто валялись на чердаке. А теперь появилась возможность их выставить. А некоторые авторы готовили специально для нашего парка свои скульптуры. У них был год времени. Хочется отметить Руслана Аканаева, который сделал великолепного Дон Кихота из автомобильных деталей. Таких авторов много. Вагиф Рахманов, он входит в первую шестерку скульпторов Казахстана. А еще есть живописцы, которые исполнили свои скульптуры в первый раз для нашего парка.
— А будет ли парк обновляться?
— Вообще планировалась смена экспозиций. Например, автор хочет выставить работу, которая у нас на временном хранении, на выставку в Астане. Он может легко забрать свою работу и не возвращать. А вместо нее поставить другую работу. Определенной экспозиции, объединяющей все произведения парка, нет. В основе идеи – эклектика.
— Что еще ждет алматинцев?
— Музей Кастеева всегда имеет грандиозные яркие проекты международного масштаба. График выставок планируется за 2 года. То есть если художник захочет завтра выставить свои работы – это невозможно. Международные проекты пусть останутся интригой. За событиями музея можно следить на сайте музея, в других СМИ. Недавно мы посмотрели Никаса Сафронова. Пока пауза.
— Недавно я узнала, что в музее действует аукционный дом. Можно пополнить свою коллекцию или купить картину под обои.
— В стенах музея есть не только аукционный дом, но и салон винтажных ковров. Еще салон сувениров. Это не обычные сувениры, а авторские работы местных ремесленников. Мастера арендуют помещение под крышей музея. Так же и аукционный дом арендует помещение с 2011 года. Это международный аукционный дом. Директор Максим Ткаченко работает с Россией, Украиной и Казахстаном. Он привозит произведения частных коллекций. У каждой картины своя история и судьба. Какие-то побывали в крупных музеях. Какие-то в частных коллекциях, но музейного уровня. Наш аукционный дом — единственный, действующий в Казахстане. Он дает возможность картине попасть в музей или в руки коллекционера. Здесь можно увидеть, как казахстанских мэтров, так и русских, и западноевропейских.
— Я смотрела, есть и Айвазовский, и Шишкин. Картины высокого уровня. Их люди могут посмотреть только в музее. А еще и приобрести в свою коллекцию.
— Те, кто занимается искусством и коллекционированием понимает, что это хорошее вложение. Вложиться в Шишкина выгодно. Шишкин и Айвазовский – это уже седьмые торги. Эти картины уже посещали предаукционные выставки. Был и Сальвадор Дали, Гоген. А начинал работу аукционный дом с казахстанских художников-ориенталистов, воспевавших красоты Востока в пейзаже или в натюрморте.
— И в этот раз таких картин много — базары, горы. Вернемся к музею. В фойе сразу сталкиваешься с детским творчеством. Это очень символично. В мир большого искусства ведут детские рисунки. Что это за работы?
— В данный момент проходит выставка детского творчества. Такие выставки регулярны, так как при музее действует изостудия. Любой ребенок с 5 лет может прийти и получить минимальное художественное образование. Интересно, весело. Если рисунок пройдет конкурс, то участвует в выставке самого музея. Еще один социальный проект, которым музей занимается уже второй год. Проект «Образ на ощупь» со слабовидящими детьми. Музей сотрудничает с организациями, которые таких деток поддерживают. И приглашает детей на занятия. Проводят занятия профессиональные скульпторы. Они приносят свои готовые произведения в бронзе или камне. Ребенок ощупывает скульптуру. Проводятся беседы этих детей со скульпторами, живописцами, экскурсоводами, задача которых донести до сознания ребенка. И он пытается воспроизвести. Получается интересно и почти идентично. И заканчивается проект выставкой. В этом году этот проект получил грант от Фонда Первого Президента.
— А вообще музей часто поддерживает такие социальные проекты?
— Музей начал активно этим заниматься. Подает заявки на конкурсы для получения гранта. Обращается к спонсорам. Есть проект для слабослышащих людей. Аудиогид не доступен таким людям. Возле каждой картины устанавливается QR код. С помощью гаджета можно получить текстовую информацию по картине. Это бесплатно, так как будет налажена система Wi-Fi. Пока это на уровне разработки.
— Думаю, это будет полезно не только слабослышащим, но и другим людям, которые хотят поглубже познакомиться с информацией.
— Мне кажется очень удобно для привлечения молодежи, у которой другое отношение к изобразительному искусству.
— А кто вообще ходит в музей?
— Это группы школьников. По программе им положено хотя бы раз в год посетить музей. Школьники разных возрастов. И студенты вузов, больше худграфа. Академия Жургенова. Колледж Тансыкбаева. У нас они проходят практику. Немало пенсионеров – у них много свободного времени. А вот с людьми среднего возраста – проблема. Приходят иностранцы среднего возраста. Хотя иностранцы больше посещают Центральный музей. Там история и этнография. Изобразительное искусство всегда было для рафинированной публики. Поэтому много людей приходит на яркие события.
— Вы думаете у музея есть будущее? Его не закроют?
— Его никак не закроют. Это государственный музей. Он формировался по крупицам. Это первое в Казахстане специально построенное для музея здание. Продуманы реставрационные залы с расположением окон. Специальное помещение для хранения картин со соответствующей температурой. Музей после капитального ремонта открылся в 2012 году к французской выставке. Режим температуры и влажности проверяют каждый час. Музей не закроется. Это национальное достояние. Он помогает открытию новых музеев, например, в Астане. Изобразительное искусство будет жить. Тем более, что в Казахстане оно родилось недавно.