В последнее время в кыргызских и российских СМИ стали частыми публикации статей об Аскаре Акаеве. На родине бывшего президента поговаривают о подготовке почвы для его возвращения.
Говорить о том, что Аскара Акаева, ставшего политической жертвой первой кыргызской революции, забыли, было бы неверным. На протяжении всего времени его отсутствия в кыргызских СМИ то и дело мелькали заметки и статьи о его житие-бытие и научно-преподавательской деятельности в Первопрестольной. Однако в канун семидесятилетнего юбилея (Аскар Акаев родился 10 ноября) сразу несколько кыргызских и российских изданий буквально разразились целым потоком материалов о бывшем президенте Кыргызской Республики. Интервью как с ним самим, так и с его дочерью, авторские статьи, публицистика не вызывали ничего, кроме положительных эмоций и умиления. А известный российский телеканал даже снял документальный фильм, рассказывающий об Аскаре Акаеве как о человеке незаурядного ума, светлой души и доброго сердца, ставшем, подобно лидерам многих других стран, жертвой геополитических интриг, известные инициаторы которых, воспользовавшись внутренними распрями в президентском окружении спровоцировали противостояние его ближнего круга из Администрации с членами правительства. Это, мол, привело к ослаблению президентской власти и управленческих способностей его команды, а также повлекло за собой невыполнение предвыборных обещаний и сделало власть тихо ненавидимой в глазах даже тех, кто поддерживал ее в пику революционерам.
И все же, находясь в изгнании, Аскар Акаев остается верен себе.
— Если бы мне снова довелось встать у руля государства, я бы снова повел его тем же курсом — на укрепление единства народа, гармонизацию межэтнических отношений, на углубление демократических преобразований, — заявил он в интервью одному из изданий. — Альтернативы этому нет. Кыргызстан сможет состояться как полноценное государство только на демократическом пути развития. Именно благодаря правильно выбранному вначале пути, Кыргызстан к 2000 году стал подлинно демократическим государством, полноправным и авторитетным членом международного сообщества. Устойчиво развивалась экономика. Началось культурное возрождение. Страна была на подъеме. Я не устаю повторять свой главный лозунг «Стабильность и эволюция лучше, чем революция!» Посмотрите, как три революции разрушили новую украинскую государственность. Я был и остаюсь верным сыном кыргызского народа, гражданином Кыргызстана. Никогда не мыслил свою жизнь в отрыве от родной земли, где покоятся мои родители и мои предки. Всей душой я мечтаю вернуться на родину. Вопрос о времени возвращения действительно зависит от обстоятельств, которые весьма просты — лишь бы власти не препятствовали и не организовывали провокаций. Одновременно я хотел бы отметить, что государственное руководство России проявило по отношению ко мне и членам моей семьи подлинное великодушие и гостеприимство. Для меня лично созданы прекрасные условия для научной и творческой деятельности.
Но тяга к родине остается. Надеюсь, вы это правильно понимаете.
Мнения кыргызстанцев по этому поводу расходятся. Одни считают его основателем кыргызской государственности, при котором страна пребывала в стабильности и развитии. Другие полагают, что именно при Акаеве был разрушен промышленный потенциал республики, разрослась до гигантских масштабов коррупция, а страна докатилась до края пропасти.
Однако, сменивший Аскара Акаева на посту президента Курманбек Бакиев также оставил процветающий Кыргызстан лишь в мечтах. Более того, в добавок к уже имевшейся коррупции расцвели буйным цветом протекционизм и рейдерство. (О «подвигах» его старшего сына Максима в Кыргызстане до сих пор ходят легенды). Опираясь на выходцев и ставленников своего родного региона, Бакиев, по сути, отдал им страну на разграбление, в результате чего и без того незавидное положение Кыргызстана лишь усугубилось. Как итог — очередная революция.
Следствием каких именно процессов стало второе народное восстание – тема отдельного разговора. Но в свете происходящих в последнее время политических событий разговоры о возвращении первого президента Кыргызстана на родину не безосновательны, считает политолог Марс Сариев.
— Я думаю, готовится почва для возвращения Аскара Акаева, — говорит он. — Сегодня ярых противников этого становится все меньше. На фоне тяжелого экономического положения у народа появилась ностальгия по тем временам. Но противники все же имеются, а потому сейчас не время для его возвращения. Это может дестабилизировать обстановку в стране. Лично я не против его возвращения. Это бы создало в Кыргызстане толерантную среду. А за все свои ошибки, самая главная из которых в том, что Аскар Акаев упустил уникальную возможность сделать из Кыргызстана процветающую страну, в моральном плане он расплатился сполна.
В свою очередь политолог Шерадил Бактыгулов придерживается другой точки зрения.
— Ему просто повезло: после распада Союза у экономики Кыргызстана был запас прочности, на Акаева работали советские механизмы, страна двигалась вперед по инерции, — считает Бактыгулов. — Будь он таким прозорливым, как это пытаются представить сейчас, он бы не сказал в свое время, что построит вторую Швейцарию. По факту вместо Швейцарии Кыргызстан за время правления Акаева превратился в Гондурас. Все оказалось разворовано, мы лишились заводов, уникальных станков. Атамбаев однажды сказал замечательную вещь: «Не надо смотреть на экономику глазами физика». Акаеву следовало оставаться в своей стезе, ведь он единственный из центральноазиатских руководителей, кто не имел ни руководящего, ни хозяйственного, ни промышленного опыта, ни опыта в финансовом управлении. Если при распаде СССР Кыргызская республика по ВВП занимала наиболее высокое среди среднеазиатских стран место, то сейчас мы видим, где находится Кыргызстан, а где Узбекистан, Казахстан и Туркмения. Если бы он был таким хорошим, каким пытается себя представить, он был бы сейчас в Бишкеке, а не в Москве. Впрочем, информационная кампания по реабилитации образа Аскара Акаева не прекратится. И вполне возможно, что следующего юбилея как информационного повода ждать не придется.
Тем временем под чувствительным натиском, в том числе и извне, оказался и нынешний президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев. Несколько дней назад в интервью одному из телеканалов он заявил, что полностью поддерживает проект закона о «Некоммерческих организациях», предусматривающий обязать НПО предоставлять полную финансовую отчетность об источниках финансирования.
Как и следовало ожидать, ответная реакция последовала незамедлительно. Представители неправительственных организаций направили в адрес президента гневное послание, в котором категорически отвергли обвинения в способствовании расшатыванию ситуации в стране.
В страхе за свое будущее двигатели демократии дошли до мягких угроз в адрес главы государства, напомнив ему об участи предшественников, которые, по их словам, также пытались вмешиваться в деятельность НПО, после чего их президентские полномочия закончились внезапно и плачевно для них.
«Как показывает новейшая история, за все годы независимости страны не было ни одного случая, когда НПО действовали во вред Кыргызстану», — говорится в послании, опубликованном в СМИ.
Свое мнение по этому поводу высказал депутат Жогорку Кенеша Турсунбай Бакир уулу.
— Именно НПО стали создателями и духовными вдохновителями двух цветных революций, которые обрушились на нашу страну, — сказал депутат. — Более того, многие неправительственные организации во всеуслышание заявили, что имеют прямое отношение к погромам и митингам. Руководители НПО имеют в своем распоряжении огромные капиталы, ездят на дорогих машинах, живут в шикарных домах и путешествуют по заграницам. Однако почему-то не заполняют декларацию о доходах, говорят лишь о тех ничтожных налогах, которые принесли в бюджет страны. Интересно отметить, что под лицемерным обращением к президенту подписались лишь сорок три НПО, хотя в Кыргызстане их более двадцати тысяч. Это говорит о том, что именно они и ведут подрывную деятельность в нашей стране, разлагая молодежь и уничтожая культурные устои. Вот с ними и нужно работать.