Агрессивная стратегия России в Украине и ее враждебность в отношении Запада заставили государства Центральной Азии пересмотреть свои политические установки с учетом того, что Россия считает «своей сферой интересов». В то время как ЕС ищет способы избежать конфликта с Путиным в Украине, Турция вообще молчит, хотя ее правительство не может не волновать вопрос крымских татар, теперь тоже аннексированных Россией.
Наиболее часто в Турции говорят о зависимости от русского газа (57% в структуре импорта в 2013 г.) как о самой явной причине умеренного поведения Турции по украинскому вопросу. Тем не менее, если говорить о сдержанности и немногословности Турции в отношении бывшего СССР, особенно Центральной Азии, надо рассматривать и другие факторы.
Сразу за за развалом СССР последовало активное расширение сотрудничества Турции с Центральной Азией. Несмотря на задержки в процессе реализации идеи «большого тюркского союза», мягкое влияние Турции принесло ей умеренные успехи в данном регионе мира, особенно в Казахстане и Кыргызстане. В 2012 гоу, в одном из интервью египетским СМИ, министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу сказал, что основными целями Турции в постсоветской Центральной Азии было “построение работающей демократии и экономики на основе свободного рынка; политическая и экономическая стабильность и процветание региона; создание среды для развития регионального сотрудничества. Основа для всего этого — тяга стран к евроатлантическим учреждениям, важный вектор — помощь в том, чтобы научиться зарабатывать на своих энергетических ресурсах».
Популярными среднеобразовательными учреждениями для перспективных учеников в постсоветских республиках являются турецкие колледжи, финансируемые правительством Турции. В добавление к культурно-образовательным связям, одним из высших приоритетов Турции в регионе является вклад в энергетическую безопасность. При этом российская газовая политика давит на Турцию и на Европу, и им приходится искать возможности диверсификации своих источников, особенно и еще больше после конфронтации России с Западом по вопросу украинского выбора. Ни Турция, ни Европа не могут обеспечить себе какие-то маршруты поставок в регионе без предварительного решения вопроса о статусе Каспийского моря.
Еще задолго до кризиса на Украине, Турция добилась определенных успехов в сотрудничестве с Туркменистаном, Казахстаном и Кыргызстаном, в то время как Узбекистан и Таджикистан представляются менее восприимчивыми к инициативам Турции. С Таджикистаном вообще особая история — народ этой страны не принадлежит к тюркской семье языков и народов и не имеет первичного родства с большинством народов этого региона. В Таджикистане присутствие Турции весьма ограничено. Но эта республика вписана в схему поддержания мира и стабильности в соседнем Афганистане (при содействии и поддержке Турции), на что Таджикистану выделяются международные средства.
И без того неустойчивые отношения с Узбекистаном стали хуже после кровавых событий в Андижане в 2005 году, когда Узбекистан был порицаем Европейским союзом, а Турция поддержала резолюцию ООН, обвиняющую Узбекистан в нарушении прав человека и массовых убийствах. После практически десятилетия охлаждения благодаря непрерывным усилиям турецких дипломатов наступило некоторое потепление, и министр иностранных дел Турции даже в июле 2014 года совершил официальный визит в Ташкент.
Политические и экономические ресурсы Турции в данном регионе не совсем хорошо «подогнаны» друг под друга, что резко контрастирует с политикой Пекина, усилия которого привели к массированным инвестициям КНР в инфраструктурные и трубопроводные проекты в регионе. Турецкие политики придерживаются политики невмешательства. В 90-е годы у Турции были большие надежды объединить все тюркские республики бывшего СССР в некий политико-экономический альянс, ориентирующийся на Запад. Но с учетом целого комплекса вопросов, возникших в отношениях с постсоветскими руководствами, Турция отказалась от идеи продвижения демократии и больше сосредоточилась не региональной безопасности. Политические и экономические возможности Турции не позволяют ей поддерживать Центральную Азию и быть здесь патроном для всех. Скорее всего ситуация сохранится такой, какова она есть сейчас, с учетом нового китайского проекта Шелкового пути и российского реваншизма на бывших союзных территориях.
Но инициативы Турции в Центральной Азии все же небезуспешны и могут развиваться. Экономическая мощь Турции и распространение политического влияния Партии справедливости и развития за последние 10 лет проложили путь для развития активной внешнеполитической позиции и деятельности Турции. За последнее десятилетие помощь Турции 121-й стране мира выросла с 85 миллионов до 3,4 миллиарда долларов США. Пришедшая к власти Партия справедливости и развития произвела прагматическую переоценку стратегии Анкары в Центральной Азии. В 2009-м году, например, Турция весьма резко протолкнула создание Совета по сотрудничеству тюркоязычных народов, в основном, призванного способствовать развитию торговли и инвестиций среди членов организации. При этом турецкий бизнес использовал свое участие в указанном совете для продвижения Турции как удобного портала в неразвитый, но богатый энергоресурсами мир Центральной Азии.
Важно учесть, что сотни военных специалистов из Центральной Азии прошли обучение в Турции по двусторонним образовательным программам в области обороны. Ценность стратегического положения региона хорошо понимают в Анкаре, в связи с чем были организованы мероприятия по обучению полицейского и военного аппарата, а также оказана помощь при осуществлении программы модернизации полиции в Казахстане, профинансированы университеты в Казахстане и Кыргызстане и содержится военный контингент в Афганистане. В 2012 году турецкая компания из ВПК ASELSAN и военно-инженерная компания Казахстана Kazakhstan Engineering заключили соглашение на 44 миллиона долларов США, во исполнение которого в 2013 году в Казахстане было запущено оборонное предприятие. Турция также перечислила неспокойному Кыргызстану 13 миллионов долларов США.
Турции вовсе не обязательно заходить в регион в одиночку. В свете украинских событий, застопоренного состояния экономики России политика Турции по поддержанию баланса в Центральной Азии может, на самом деле, соответствовать интересам Москвы, которая могла бы обрести партнера по сдерживанию массированного распространения китайского влияния на регион. Теперь, когда американцы выходят из региона, Россия остается единственной силой, способной оказать военное влияние на Центральную Азию. Все же, несмотря на возможности кооперации, Россия вряд ли будет искать помощи у Анкары. Потому что не будет верить члену НАТО и не захочет посредников для работы на территории, которую считает своими задворками.
Итак, невзирая на очевидные успехи в конкретных областях, турецко-центральноазиатские отношения все еще не соответствуют размаху, заявленному изначально. Отношения эти «не совсем практичны», как сказал Бахыт Бешимов, бывший кыргызский политик и аналитик политики Турции в Центральной Азии. “В деле упрочнения своего влияния в Центральной Азии, Турция показала больше слабости, в сравнении с крупными игроками,» — добавил он. К сожалению, для Турции, ее отношения с бывшими советскими тюркоязычными республиками — ничто в сравнении с военной мощью России и финансовыми возможностями Китая. Согласно мнения г-на Бешимова, такой порядок вещей не поменяется еще долгое время. ”Все тут в прошлом, а не в будущем. Отношения весьма символичны. Мне кажется, так называемая тюркская консолидация — это все мистификация. Даже в прошлом тюрки с удовольствием воевали друг с другом.”
Источник : The-diplomat.