За тонну ТС-1 (так называется керосин для авиабортов) в уральском аэропорту просят более 210 000 тг. Для сравнения: в алматинском и астанинском аэропортах услуга заправки обойдется авиакомпании в районе 180 000тг за тонну. В Шымкенте – 174 000 тг.
Стоит отметить, что цена ТС-1 на заводе-изготовителе за тонну колеблется в районе 150 – 155 тыс. тг. И это в Казахстане. Однако доподлинно известно, что отечественные НПЗ не могут покрыть потребность рынка, а потому около 30% топлива мы закупаем у России, где стоимость его всегда была немного ниже. А в связи с обвалом рубля покупать керосин там стало еще дешевле.
Даже если посчитать доставку топлива от завода до топливно-заправочного комплекса (ТКЗ), максимум что можно «накинуть» сверх заводской цены – 9 000 тг за тонну. Помимо этого Комитет гражданской авиации позволяет руководителям аэропортов включать в стоимость цены работу сотрудников. Так, например, в аэропорту Астаны услуга заправки авиаГСМ стоит 5882 тг. за тонну. Путем несложных вычислений выходит, что каждый аэропорт в силу своих аппетитов добавляет от 5000 до 8000 тг за тонну сверх цены. Учитывая, что в год каждый аэропорт заливает миллионы тонн авиаГСМ, суммы получаются вполне приличные.
Один из главных поставщиков топлива в уральский аэропорт – «Орскнефтеоргсинтез», нефтеперерабатывающий завод в Оренбургской области России. Он, к слову, принадлежит сыну министра энергетики Игорю Школьнику.
Поставками топлива в аэропорт занимается Нурлан Жумасултанов, руководитель ТЗК аэропорта «Ак жол», известный также как хозяин авиакомпании «Бек Эйр». Ранее ему принадлежала и взлетная полоса уральского аэропорта. Однако после того как ее состояние было признано неудовлетворительным, власти ее забрали, отремонтировали и возвращать не собираются. Но Жумасултанов продолжает руководить крайне выгодными поставками топлива. Все, кто приземляется здесь, вынуждены платить по 210 000 тг за тонну керосина. Естественно, это отражается на цене авиабилетов в Уральск. И, кажется, Комитет гражданской авиации это вполне устраивает.