До 25-летия казахстанской валюты, приходящегося на 2018 год, рассчитан новый стратегический план Национального банка Казахстана, опубликованный в конце уходящего года на его сайте.
В 56-страничном документе, который утвержден 15 декабря в президентской администрации, миссией стратегического плана определены достижение стабильности цен и финансовой системы. Внимание аналитиков и СМИ сразу же привлекло то важное обстоятельство, что в ближайшие 4 года целевой ориентир инфляции будет постепенно снижаться. Если в уходящем году этот показатель и поднялся с прошлогодних 4,8%, но по-прежнему остается в рамках официального прогноза 6-8%, то со следующего года Нацбанк намерен опустить нижнюю границу этого коридора до 5%. А в 2016 году будет снижена и верхняя граница до 7%. Для казахстанцев это означает не только защиту их доходов, сбережений и пенсионных накоплений в реальном выражении, то есть за вычетом роста потребительских цен, но и поддержание темпов экономического роста, обеспечивающего новые рабочие места. Поэтому в Нацбанке вместе с правительством рассматривают снижение инфляции как вопрос социальной безопасности, и намерены проводить здесь скоординированную политику совместно с местными исполнительными органами.
Но в фокусе денежно-кредитной политики Нацбанка, согласно стратегическому плану, будет и еще одна цель – обеспечение ликвидности и сохранности его золотовалютных резервов наряду с доверительным управлением деньгами Национального фонда Казахстана, «подушкой» нашей финансовой безопасности. В уходящем году центральный банк с этой задачей вполне справился, что позволило ему обеспечить стабильность обменного курса тенге даже после обвала национальных валют наших партнеров по Таможенному союзу – России и Белоруссии, не говоря уж об Украине, и падения мировых цен на нефть.
Кстати, возможным рискам и последствиям негативных сценариев мировой экономики в стратегическом плане уделяется особое внимание. Но риски несут не только внешние факторы – как отмечается в этом документе, уязвимость казахстанской экономики к потенциальным шокам усиливает ее слабая диверсификация, низкая роль инвестиций в основной капитал и низкий аппетит банков к риску вследствие шока, которые они испытали во время недавнего финансового кризиса.
Именно повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора сейчас является главной задачей для финансовой системы страны. Нацбанк намерен продолжить переход на принципы контрцикличного регулирования и надзора с тем, чтобы не допустить дефолта системообразующих банков подобного случившегося пять лет назад. В стратегическом плане также определены четкие цели по наращиванию банковских депозитов, ставших сейчас основным источником фондирования банков второго уровня. С начала уходящего года по итогам 10 месяцев объем депозитов вырос весьма значительно – на 19,4%. А так как правительство и Нацбанк в своем совместном заявлении предложили меры по стимулированию роста депозитной базы, то наверняка и впредь она сохранит свою высокую динамику. Кстати, к ВВП страны отношение объема депозитов резидентов Казахстана в стратегическом плане установлено не ниже 25% до 2018 года.
А поскольку от имени государства наши вклады защищает АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» (КФГД), то в стратегическом плане заложено увеличение уставного капитала этой организации на 10% ежегодно. Напомним, что в уходящем году фонд располагал уставным капиталом в 160 млрд. тенге помимо специального резерва в 180 млрд. тенге, формируемого за счет взносов банков второго уровня. Но так как правительство и Нацбанк намерены увеличить размер гарантированного депозита населения с 5 млн. тенге до 10 млн. тенге, то капитал КФГД наверняка получит дополнительные вливания гораздо больше запланированных 10%.
Другая задача, которую предстоит решить в ближайшие годы, — это «расчистка» ссудных портфелей банков от неработающих займов. Нацбанк не намерен здесь ждать 4 года и уже к январю 2016 года поставил требование уменьшить долю таких займов у банков до 10%. Для этого введен соответствующий пруденциальный норматив, нарушение которого грозит участникам рынка суровыми санкциями регулятора. В этом году по предварительным данным Нацбанка к 1 декабря уровень неработающих займов опустился до 26,3% с 31,2% на начало уходящего года, а в абсолютном выражении их объем сократился на 9,1%, хотя и составляет по-прежнему астрономическую сумму в 3 трлн. 780,7 млрд. тенге.
Заметим, что снижению доли неработающих займов способствует и увеличение объемов банковского кредитования экономики. С начала уходящего года совокупный ссудный портфель банковского сектора вырос за 10 месяцев на 6,5% до 15 трлн. 526,5 млрд. тенге, но при этом опережающими темпами росло кредитование населения (12,9% до 3 трлн. 720,8 млрд. тенге), малого и среднего бизнеса (35,6% до 3 трлн. 177,0 млрд. тенге). В стратегическом плане намечается, что отношение объема банковских кредитов экономике к ВВП страны будет постепенно увеличиваться, и нижняя планка этого показателя поднимется с 25% в уходящем году до 30% в 2018-м. Будет расти и доля займов МСБ в совокупном ссудном портфеле банковского сектора – в этом году она должна быть не ниже 10%, а в 2018 году – не ниже 18%. Кстати, к 1 ноября на такие займы приходилось 22,3%.
Ну, а в канун новогодних праздников, когда значительно вырастает нагрузка на платежную систему страны, включая платежные карточки и разнообразные способы дистанционной оплаты услуг и товаров, самым естественным образом на первый план выходит ее надежность. Этой теме в стратегическом плане также уделяется внимание. Система по самым высоким мировым стандартам работает хорошо, так как коэффициент беспрерывности ее работы (КРПС) находится на уровне в 99,9%, тогда как он должен быть не менее 90%. Если же он зашкаливает за 99%, то считается, что платежные системы функционируют с высокой эффективностью. Кстати, уделяется внимание в стратегическом плане и безналичным платежам с использованием платежных карточек. За последние два года их количество выросло на 40%, а в 2018 году рост должен составить не менее 55%.
И еще об одной важной теме этого документа. В нем есть четкие критерии повышения финансовой грамотности населения. К 2018 году доля потребителей финансовых услуг с уровнем знания о своих правах и обязанностях выше среднего поднимется до 20% с нынешних 15%, а осведомленных о финансовых инструментах выше такого уровня – до 25% с 20%.