Пока 99 казахстанцев пакуют чемоданы в Турцию или Тайланд, только один в это время планирует маршрут по Казахстану. Почему так? Об этом наше интервью с Бахыт Оразымбетовой, экспертом Казахстанской туристской ассоциации.
-Сейчас с высоких трибун много говорится о том, что нужно развивать туризм в Казахстане. А как он сейчас развивается?
— Хороший вопрос. Наше поколение, которое работало в большом профессиональном туризме, восприняло концепцию развития туризма в Казахстане с большим воодушевлением. Она действует до 2020 года. Это системный план из пяти кластеров. Западный кластер – это Мангыстау и Западный Казахстан. Мангыстау – морские ворота Казахстана. Здесь замечательные памятники – подземные мечети: Шакпак Ата, Бекет Ата, Караман Ата. Некрополи, которые имеют особую культоархитектуру. Сегодня сюда включены объекты Западно-Казахстанской области. А нижнее течение Урала Ак Жайык внесено в этом году с реестр ЮНЕСКО. Вторым кластером является наша столица Астана как ключевая часть кочевой цивилизации. Сюда же входит Карагандинская область и западная часть Павлодарской области. Особое внимание уделяется Щучинской Боровской зоне, которая уже получила большое признание. Нашим партнером является Россия. И Боровое стоит третьим в рейтинге самых популярных курортов, посещаемых россиянами. Третий кластер – это Алматы, часть Алматинской области – Жана Или, горный туризм, деловой туризм. В этом году Алматы получила статус культурной столицы СНГ. Восточный Казахстан – очень интересный кластер. Тот, кто хотя бы раз был там, не забудет красоту и чудеса его природы. Знаменитые уникальные заповедники Маркакол, Западно-Алтайский, Катон Карагай, который тоже вошел в этом году в ЮНЕСКО. То есть среди памятников всемирного природного наследия есть несколько наших памятников. И конечно же, интересным является южный кластер, центром которого является Шымкент. Это мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи. Он является уникальным для тюркского мира. Для евразийского мира является тюркскими воротами. Уникальный Отырарский памятник и Кызылординская область. Я сама работала в этих проектах. Мы не открыли для себя Кызылординскую область. И Тарас Шевченко очень хорошо сказал, что «есть места, которые внешне удручают. Море песка и неуверенно в зелени. Но потом помнится в сердцах». И нижнее течение Сырдарьи – это протогородская культура. В Бохуме, в Германии была выставка протогородской культуры Казахстана и Центральной Азии. И конечно же, это город Тараз. И хочу сказать, что в этом году по номинационному серийному ЮНЕСКО прошло 5 объектов Жамбылской области. Это памятники Шелкового пути – Тянь-Шаньский коридор: станция Степнинская, Кулан, Костобе, Орниек и объект, который обладает магической притягательностью, Акыртас. Все 5 кластеров являются важными и концептуальными для развития туризма.
— А есть ли какая-то статистика, кто к нам приезжает? Сколько казахстанцев путешествует по нашей стране?
-Для индустрии туризма есть три показателя: внутренний, когда мы ездим внутри страны; въездной, когда к нам приезжают и выездной, когда люди выезжают за пределы страны. К сожалению, доля выездного туризма преобладает. По прошлому году были данные, что более 8 млн казахстанцев выезжают в Тайланд, Эмираты, Турцию, Россию, Чехию, Словению. И только 1 % внутреннего туризма. Пока не будет туристской экскурсионной заинтересованности, мы не сможем развивать инфраструктуру. Если бы из цифры 8 млн хотя бы 500 тысяч были бы нашими туристами, это был бы такой прорыв на казахстанском рынке туризма! Сегодня мы делаем кластерные планы по туризму. Наша группа исполнила Жамбылскую область, Кызылординскую, Актюбинскую области, на данный момент Павлодарскую область выполняет. Но очень мало людей, открывших для себя свою малую Родину. В этом смысле опыт Китая, который к 20 году вырвется на первое место в мире по туризму – и внутреннему, и въездному, и выездному — показателен. Это национальный проект. В какой бы провинции ни жил китаец, он обязательно должен быть в Пекине.
— Тот не герой, кто не был на Великой Китайской стене.
— Мы находимся в окружении таких государств, как Китай, Россия, Узбекистан. Мы могли бы прекрасно развивать трансграничный туризм. Я по ЮНЕСКО часто бываю в Узбекистане. Нас многое объединяет. Посмотрите: Жалантос, который родился у нас в Казалы и сидел на золотом троне Самарканда в 17 веке. Знаменитые объекты Шердор, Тель Акири. Основные объекты Регистана. Бекет Ата учился в медресе Шернияза в Хиве. Это наши общие корни. Из трех наших биев два похоронены в Узбекистане. Толе би — в Ташкенте и Айтеке би — в Навоиской области. Я поехала почтить память величайших людей, создавших институт правосудия, мудрости, участвовали в создании «Жети Жаргы». Если брать Павлодарскую область, то там можно сделать удивительный проект «Коршилер» — соседи. Там Омская область, Алтайский край, Новосибирская область. И там — уникальная Обско-Алтайская туристская зона России. И только по реке Иртыш можно сделать уникальную программу «Река наших судеб». Иртыш имеет такую же протяженность, как Миссури. И на территории Ханты-Мансийска соединяет воды с Обью и впадает в Северный Ледовитый океан. В этом году по Павлодарской области был мастер-план по следам Николая Рериха, посвященный 90-летию его маршрута. И конечно же, это 180-летие Шокана Уалиханова. Приграничный туризм для взаимопонимания и узнавания друг друга. Момыш-улы говорил: «Любить свой народ — не значит ненавидеть другой». И второе, что дает туризм. Я здесь согласна с Конфуцием: «Путешествия избавляют от иллюзий». Когда бываешь в Грузии, понимаешь какая удивительная земля, намоленная, христианская. Радушная и открытая для диалога. И я всегда говорю: открывайте для себя страны Содружества, великолепные объекты ЮНЕСКО. Это Верхняя Сванетия, знаменитая Герата. Кстати, при Давиде-строителе там было 45000 наших кыпчаков. Жена его была кыпчачка. Вот такие моменты нашей большой совместной истории.
— Я с вами разговариваю и хочется быстро собрать чемоданы и путешествовать именно по Казахстану. А вы говорите, что путешествует только 1 %. Что делать, чтобы развивать внутренний туризм?
— Если мы будем больше путешествовать, это отразит показатель хорошей жизни. Казахстан – это изысканный рынок. Чтобы инфраструктура развивалась, нужно чтобы мы сами больше путешествовали. Хочу обратиться казахстанцам: если вы можете совершить 5 поездок за рубеж, то сделайте 2 поездки по республике каждый год. Посмотреть Мангышлак, открыть Алматы. Алматинская область не изведана. А Восточный Казахстан действительно же «край непуганых птиц». Нужно путешествовать и давать рекомендации. Ведь у нас открыты правительственные порталы. И кластеры учитывают интересы казахстанцев. Но сначала должна быть туристско-экскурсионная заинтересованность, историческое географическое краеведение.
— Я когда была в Грузии, то видела, что много школьников путешествует по стране. У нас такая тенденция намечается?
— Намечается. Это детско-юношеский туризм. Очень точно сказано: «Покажи мне молодость, и я скажу будущее твоей страны». Для детей идут интересные программы, с учетом исторического, географического, литературного краеведения «Мое Отечество – Казахстан. Атамекен». Ребенок не только узнает свою малую и большую Родину, у него устойчиво формируется интерес к своему государству. В этом интересен опыт Японии. Студенты не покидают страну, пока не посмотрят все префектуры. И у них формируется понятие «моя Япония». Детско-юношеский туризм хорошо поставлен у нас в Алматинской области, это Иссык. Очень важно прививать навык пребывания на природе. Не бояться. Знать, как правильно поставить палатку, когда сплавляться по реке — до обеда или после. Это краеведческие знания. Как говорил Лихачев: «Высокое понятие родиноведения». Я часто работаю с детьми. Они не знают, на каких улицах живут, в честь кого они названы. Сегодня история Алматы факультативно преподается в школах города. В Астане обращенность к краеведению очень высокая. Как работник музея, могу сказать: нельзя упускать детей от 4 до 7 лет. Если мы их не упустим, то будем иметь тот уникальный пласт культуры, когда не будем ждать, кто к нам приедет и наполнит наши музеи. Как вчера Пиотровский выступал: «Сверхмузей» в условиях крушения держав не потерял свою ценность, принимает 5 млн посетителей в год. Но в этом заслуга самих петербуржцев. Поэтому большой потенциал наших музеев должен быть использован для детей. Это формирование музейной культуры. Умение увидеть. В экскурсионной дисциплине говорят: смотреть – не значит увидеть. Не только видеть, но и наблюдать. Именно наблюдение еще больше привязывает к этому месту. И человек ищет общения. Хочет приходить снова и снова.
— Мы незаметно подобрались к вопросу: а кто же гиды? Кто те люди, которые рассказывают о всех исторических местах и красотах туристам, в том числе и нам?
-Дорогой для меня вопрос. Я уже более 40 лет работаю в этой системе. В Алматы и Астане есть курсы по подготовке экскурсоводов, гидов-переводчиков. Они направлены на важные международные мероприятия – ЭКСПО-2017 и студенческая Универсиада. Один актер Русского театра сказал, что «настоящий актер тот, кто делает чудо, как хорошая хозяйка, которая берет огурцы и помидоры засаливает их. Они становятся солеными или маринованными». Именно так пропитать сознание и подготовить должны экскурсоводы. Для этого нужны большие знания. Быть у всех на виду и на высоте очень трудно. Три универсальных знания – и краеведение, и история, и умение обладать собой. Управление туризма нашего акимата сделало заявку, тендер выиграл географический факультет КазНУ. И за 2 месяца был подготовлен хороший костяк. Но пока работает наше поколение и даже старше, мы готовы поделиться опытом, чтобы была преемственность. Учитывая опыт наших соседей «Узбектуризм», опыт России, Грузии, нужна аккредитация. Как говорил Лао Цзы: «Все виды наших знаний – это прошлое». Мы не можем остановиться на накопленном. Идти в темпе времени и ожидания интересов людей – это огромное знание. И как говорил Куэлле: «Читаешь-записываешь, читаешь-записываешь и свои знания переводишь на уровень дыхания». Вот это и есть профессионализм. Для этого нужно постоянно работать над собой.
— В завершение беседы хочу спросить: если человек захочет поехать не в Алматы или Астану, а в глубинку, куда ему обратиться за гидом, билетами, есть ли органы, которые это курируют?
— Важный вопрос. Человек, который выезжает должен иметь сведения. И мы должны расширять возможности. Это реестр и описания турмаршрутов. Это требование стандартов республики. Где человек остановиться? Какие гостевые дома? Здесь положительный опыт Кольсай. Саты, вы знаете, это гостевые дома – туризм, основанный на сообществе. И Аксу-Жабаглы, который любит вся наша ассоциация. Мы стараемся не пропустить цветение тюльпана Грейга и Кауфмана. Наши реликты, которые попали по шелковому пути в Турцию, а потом в Голландию. Вот эти маршруты в гостевых домах, где мы можем общаться с населением. Казахстанцы открыты для туризма. Генетически сидит гостеприимство. Когда ты стелешь постель гостю – ты стелешь постель себе. Мы берем кредит доверия. И еще, когда мы путешествуем, важно рассказывать о людях. Каждый из нас – носитель своей истории. И человек захочет приехать еще. Казахская пословица: дело не в чае, а кто чай наливает.
— А позвонить куда можно?
Можно в Казахстанскую туристскую ассоциацию. Она имеет филиалы в Астане и по кластерам – Жамбылская область, Кызылординская. Кстати, там есть ресторан «Кыз Жибек», где готовят блюда национальной кухни. Гастрономический туризм. Не только Коркыт Ата и Байконур. А в Павлодаре есть сеть ресторанов «Крендель». Я разработала для Павлодарского проекта «Купеческий Павлодар». Ведь купцы должны были не только брать, но и дать этому региону. Поэтому благотворительность и меценатство было важной нишей купечества, как сословия. И поэтому они поднялись до советников. Поэтому я «Купеческий Павлодар» закончила чаепитием в ресторане «Крендель». Люди ищут общения. Как говорил великий Райкин: «Город большой, а поговорить не с кем». Главный образовательный принцип – это коммуникация. Мы должны успеть сказать друг другу добрые слова и принести добро в свой регион и своей земле. И туризм помогает раскрыть вечные человеческие качества.
— Надеюсь, наша встреча не последняя. Нам нужно будет еще поговорить о музеях. Это отдельная большая тема.
-Это моя любимая тема. Я член ИКОМ Казахстана. Вышел интересный журнал. В этом году ЮНЕСКО поставила цель – объединить музейные коллекции. Уникальная работа «Интермузея» России, музейного фестиваля, который становится площадкой для музеев. Выполняет важную миссию гуманизации общества. Возвращение к исконным ценностям. Ведь все ищут корни своей цельности.