Корреспондент интернет-газеты «Алаш айнасы»Камшат Сатиева задалась вопросом: почему Россия неожиданно закрыла проект газопровода «Южный поток»? Одни эксперты говорят, что это поражение России, другие парируют — это поражение Европы. Определенно известно лишь то, что проигрывают обе стороны. Ответ на вопрос «почему так случилось?», автор ищет в мнениях экспертов.
Уалихан Тулешов, политолог (Казахстан):
— Закрытие «Южного потока» означает, что Европа отказалась от российского газа. И если Россия не найдет другого рынка сбыта, то понесет колоссальные убытки. Поэтому она пришла к компромиссу с Турцией. Строительство турецкого трубопровода в два раза дешевле предыдущего «Южного потока», но и объем его меньше. С точки зрения экономии, это выгодно для нынешней России. А с политической точки зрения, соглашение Москвы и Анкары о газопроводе улучшит политическое положение Турции, Азербайджана, Казахстана. Будет достигнута определенная стабилизация ситуации на Кавказе. Однако Россия не прекратит военную поддержку Армении.
Эксперт подчеркивает, что мы от этого только выиграем:
— Казахстан постоянно рассматривает диверсификацию направлений экспорта сырья. Это еще одна возможность поставки сырья в Европу. После запуска проекта «Карачаганак» мы начнем добывать много газа. Тогда это направление станет очень выгодным для нас. Как известно, между Казахстаном и Турцией издавна сложились теплые отношения.
Кенес Сманов, политолог (Казахстан):
— Думаю, турецкое направление не имеет будущего. Наоборот, «Южный поток» должен возродиться по-новому. Путину нужно именно это. Он этим своим заявлением, кажется, хочет встряхнуть Запад. Сейчас и России, и Западу не нужно усиление Турции. Ведь посредством этого проекта Турция станет хозяйкой не только дешевого газа (льгота 6 %), но и добьется новых возможностей. Если Москва протянет трубопровод, то сбудется мечта Эрдогана — Турция станет крупным энергетическим регионом, транспортирующим сырье в Евросоюз из России, Каспия, а в будущем и из Ирана. Получив возможность контролировать потоки сырья в разных направлениях, на разных переговорах между странами Евросоюза, Анкара начнет диктовать свои условия. Это кончится тем, что Турция станет членом Евросоюза. А для России совсем не нужно, чтобы Турция, расположенная на другом берегу Черного моря, получила развитие. Поэтому, думаю, что это вынужденный шаг, чтобы прощупать пульс.
Валерий Нестеров, эксперт Sberbank Investment Research (Россия):
— Фактически это решение приняли не мы, а Европа. Проект близок к тому, чтобы пасть жертвой игр политиканов. Было очевидно, что он выгоден для надежного снабжения Европы, в нем были заинтересованы отдельные страны, но в последнее время решения принимаются не очень опытными бюрократами в Брюсселе. Ради политической цели угодить Украине (заставить Россию качать газ через Украину), ЕС не дал Москве реализовать «Южный поток», что негативно скажется на дополнительных поставках газа в Европу.
Эксперт считает, что акционеры «Газпрома» с облегчением воспримут это решение, а для Европы — это ошибочная стратегия, она наказывает сама себя.
Юрий Романенко, политолог (Украина):
— Денежные ресурсы России тают с каждым днем, не прекращается и обесценивание рубля, западные санкции душат экономику. И Россия начинает отказываться от крупных проектов, и первый из них — проект газопровода «Южный поток». Я бы сказал, что это показатель падения российской экономики. Для Украины это хорошая новость, возрастет потребность в газопроводе, проходящем через Украину. Однако считаю, что Россия, как бы тяжело ей не было, не откажется от своей агрессивной политики, и она, если не усилит свои действия на Украине, то, по крайней мере, не уменьшит их.
Елица Путникович, главный редактор журнала «Балкан» (Сербия):
— Эта новость стала ударом для стран, по территории которых проходит газопровод «Южный поток». И Сербия, и Венгрия по-своему боролись против влияния западных стран, которые настаивали на том, что Европе не нужен этот газопровод. Это плохо для Сербии, потому что эти инвестиции должны были помочь всей сербской экономике. Будет трудно с точки зрения энергетической безопасности. Потому что, находясь между, мы остались без гарантий газовой безопасности…
Напомним, «Южный поток» — строительство газопровода через Черное море, запланированное «Газпромом» с целью диверсификации экспорта природного газа в Южную и Центральную Европу. Планировалось, что проект будет полностью запущен в 2018 году. В этом случае Россия напрямую поставляла бы сырье в Европу, без такого посредника, как Украина, а Европа должна была выиграть в цене. Однако на прошлой неделе в ходе официального визита президента РФ В.Путина в Турцию стало известно, что данный проект будет закрыт.
«Вместе с тем, с учетом позиции Еврокомиссии, которая не способствует реализации этого проекта… с учетом того, что мы до сих пор не получили разрешения Болгарии, мы считаем, что Россия в этих условиях не может продолжать реализацию данного проекта. Это нелепо: что же мы сейчас, вложим сотни миллионов долларов в проект, пройдем через все Черное море и встанем перед болгарской границей, что ли? Поэтому мы пересмотрели свою позицию в этом вопросе», — заявил В. Путин, поясняя причины закрытия проекта.
Строительство газопровода Кремль намерен направить не в Болгарию, а в Турцию.
— Больше возвращаться к проекту «Южный поток» мы не будем, он закрыт окончательно, — сказал председатель правления АО «Газпром» Алексей Миллер. — Эту проблему мы решим сменой направления на Турцию. В этих целях «Газпром» заключил договор с турецкой компанией «Botas» о строительстве газопровода через Черное море, способного ежегодно транспортировать 63 млрд кубометра газа. 14 млрд кубометра газа будет оставаться в самой Турции. А оставшиеся 50 млрд кубометров газа для дальнейшей продажи будут транспортироваться до границы Турции с Грецией.
Официальные представители Болгарии пока воздерживаются озвучивать свою позицию по этой проблеме.