Стремительное обрушение рубля заставило Центробанк вопреки своим обещаниям вновь выйти на внутренний валютный рынок с интервенциями. Чтобы поддержать рубль, ЦБ потратил в понедельник 700 млн долларов, сообщает rbc.ru.
Аналитики пришли к выводу, что именно это и остановило на тот момент падение рубля. Тем не менее становится очевидным, что Центробанк не может спасти рубль. В октябре 2014 года ЦБ потратил на поддержание курса рубля $29,26 млрд, что, однако, не помешало курсу вырасти с 39 руб. до 43 руб за доллар. 10 ноября 2014 года ЦБ объявил о полном отказе от использовавшегося ранее валютного коридора и регулярных интервенций при подходе курса к его границам. «Новый подход Банка России к проведению операций на внутреннем рынке не предполагает полного отказа от валютных интервенций, их проведение возможно в случае возникновения угроз для финансовой стабильности», – отмечалось в сообщении ЦБ. Как видно, угроза финансовой стабильности наступила меньше чем через месяц.
Спасти рубль могла бы нефть, а вернее, высокая цена на нее. Однако сегодня эти показатели также стремительно летят вниз, уже не спасая, а наоборот, увлекая за собой вниз российскую экономику.
На этом фоне экономисты предложили другой способ спасения российской валюты — перевод всей внешней торговли и прежде всего экспорта на национальную валюту. «Первой ласточкой» стало предложение отказаться от доллара и евро и перейти на расчеты в национальных валютах в рамках Евразийского экономического союза, озвученное накануне председателем совета директоров Национального платежного совета (НПС), вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев. По его словам, идею создания единого платёжного пространства сразу поддержали и в Совете Федерации, и в Государственной думе. Однако в Казахстане не торопятся принимать столь выгодное для соседей решение, что и было озвучено в сообщении Национальной палаты предпринимателей:
«Нацпалата сообщает, что Договором о Евразийском экономическом союзе не предусмотрен отказ (запрет) от применения иностранных валют во взаимных расчетах между резидентами государств-членов ЕАЭС. По информации Евразийской экономической комиссии, в настоящее время работа по разработке подобного документа не ведется», — говорится в сообщении.
Казахстанским предпринимателям было рекомендовано опираться на информацию, предоставленную официальными источниками, а не на поспешные и в какой-то степени панические заявления российских политиков и бизнесменов. Кстати, заявление бизнес-ассоциации Казахстана на сегодняшний день единственная реакция на предложение россиян. Официальная Астана пока никак не отреагировала на столь активно обсуждаемую тему. И этому есть вполне объективная причина: Казахстану невыгодно отказываться от долларовой или евро зависимости.
Досым Сатпаев, политолог:
— ЕАЭС — это маленький прыщ на теле мировой экономики. Он не определяет экономическую политику на глобальном уровне. И Казахстан является не только членом ЕАЭС. У Казахстана очень серьезный товарооборот с международным сообществом, и долларовые и евро операции имеют очень серьезный масштаб. У Казахстана есть собственные экономические интересы. Они исходят в том числе и из нашей многовекторной политики, которая предполагает очень тесное экономическое сотрудничество и с США, и с Европейским союзом. Один из основных наших торговых партнеров по общему товарообороту является даже не Россия и не Китай, а Европейский союз. У нас с ними в прошлом году было свыше 50 млрд долларов товарооборота. Больше чем с Россией или с Китаем. Поэтому Казахстану невыгодно на данный момент избавляться от долларовой или евро зависимости, потому что Казахстан вошел очень тесно в эту систему международно-экономических связей.
При этом реальность введения вместо доллара другой резервной валюты, к примеру юаня, тоже довольно сомнительна на данный момент.
— Не стоит забывать, что тот же самый Китай является одним из крупнейших держателей американских казначейских государственных облигаций, — рассуждает политолог. — Даже Китаю невыгодно, чтобы доллар потерпел крах, исчез как международная резервная валюта, потому что это нанесет мощнейший удар в целом по мировой экономической системе и вызовет такую волну кризиса, по сравнению с которой предыдущий кризис покажется цветочками. Выходит, в стабильности доллара заинтересованы даже те государства, которые рассматривают США в роли некоего экономического диктатора. Это бизнес, ничего личного.
Следуя такой логике, надеждам на то, что ЕАЭС и Казахстан в частности помогут спасти падающий рубль, не суждено сбыться. Но это — частное мнение. А вот официальная позиция Астаны пока неизвестна.