Доктор исторических наук, профессор Алексей Николаевич Марьяшев с командой исследователей совершили значимое открытие в области изучения наскального искусства Казахстана. Ими было обнаружено подтверждение существования культа волка у древних племен Южного Казахстана и Семиречья, передает КАЗИНФОРМ.
Кто знает, возможно, это добавит новые штрихи в современные представления о мировоззрении наших предков? Ведь уже сейчас есть основания полагать, что найденные изображения людей в волчьих масках являются наиболее древними из известных. Но, как говорит сам профессор, новые открытия — это новые вопросы! Еще сравнительно недавно наскальное искусство было настолько слабо изучено, что археологи не решались использовать петроглифы в качестве исторического источника.
Толчком к исследованию наскальных изображений стал археологический комплекс Тамгалы, открытый в 1957 году археологом А. Г. Максимовой. Она не только обнаружила редкие рисунки эпохи бронзы, но и достаточно верно определила время их появления. Так постепенно накапливался материал, уточнялись датировки. Выяснилось, что в Казахстане находится огромное количество наскальных гравюр, причем многие из них не имеют аналогов в мире. И если все выдающиеся открытия в Европе сделаны уже давно, то в Южном Казахстане и Семиречье только за последние 15-20 лет были открыты с десяток крупных скоплений. В их числе редкие по выразительности рисунки, среди которых 2-х и 3-х-метровые изображения быков-туров и культовые сцены. Кроме того, на скалах изображались солнцеголовые персонажи, дикие быки, люди с хвостами и ряженые в шкуры, мужчины в волчьих масках, сцены сражений. Многие петроглифы связаны с языческими представлениями и отражают мироощущение и верования андроновских племен, а также других народов.
Образ волка является одним из наиболее значимых символов у многих народов. Он играет особую роль и имеет огромное культовое, ритуальное и социальное значения. В письменных источниках первые сведения появились в XVII веке до н.э. Это призыв царя Хаттусили I к войску «быть единым, как род волка». Позднее появляется описание у Геродота, который сообщает о народе неврах, живущих севернее скифов. Из этого описания известно, что юноши по достижении определенного возраста уходили из дома и называли себя волками, надевая маски этого животного. Жили отдельно, образуя мужские союзы. У скифов и древних германцев считалось, что члены мужских братств тоже перевоплощались в волков: надевали их маски и подражали повадкам зверя. Кое-какие сведения о том, как проходили подобные праздники, есть у этнографов. Они известны у дидойцев Кавказа и татар. Главными действующими лицами у дидойцев были волки, роль которых исполняли юноши. Такие праздники существовали у многих народов Евразии. Они проходили в ноябре-декабре.
На это же время приходился скандинавский праздник Йоев. Одно из имен Одина — божества скандинавских народов — Йольнир — отец земного солнцеворота. У южных славян «волчьи праздники» отмечались в некрещеные дни. Широко известны древнеиранское предание о волчице, вскормившей царя Кира, и рассказ китайской хроники VII века о предках тюрок, убитых врагами, среди которых выжил мальчик, взращенный самкой этого зверя.
Подобная тема нашла отражение и в римской легенде о Капитолийской волчице, вскормившей своим молоком Ромула и Рема. Кстати, недавно появилось сообщение итальянских специалистов о том, что скульптурное изображение Капитолийской волчицы изготовлено не в эпоху Древнего Рима, а в средние века. Заключение составлено на основании новых анализов по составу металла. Если эти сведения подтвердятся, то генеалогические предания тюркских народов можно без натяжек сопоставить с легендами Древнего Рима. Это позволяет сделать выводы о том, что эти предания, появившиеся в глубокой древности, продолжали существовать в средневековье на территории всей Евразии. Со временем легенды видоизменялись, упрощались обряды с ряжением.
Некоторые ученые, в том числе Л. Н. Ермоленко, опираясь на распространенный у тюркских народов обычай устраивать конное состязание — кокпар (козлодрание), детские состязательные игры и обычай баранты (барымты), пришли к выводу о существовании у древних тюрков «волчьих» мужских союзов, аналогичных воинственным союзам у индоевропейских народов. Не случайно у древних тюрков на знаменах или штандартах изображалась волчья голова. Такие знамена встречаются и в тюркских композициях Семиречья. Они известны в Чуилийских горах в местности Ой-Джайляу, в горах Кульжабасы, в урочище Тамгалы. А вот культ волка на сакских рисунках имеет иные формы. В горах Ешки-Ольмес среди многочисленных петроглифов хищное животное чаще выступает в роли зверя, терзающего добычу. В эту эпоху подобные сюжеты широко использовались в изделиях из металла. На основании этого, можно с уверенностью говорить о том, что найденные изображения в Ак-Кайнаре являются наиболее древними из известных. Они свидетельствуют о том, что племена эпохи бронзы Южного Казахстана и Семиречья прошли тот же путь развития, что и другие народы Евразии: имели общие религиозные и языческие взгляды.