Доля самозанятого населения в Казахстане остается практически неизменной на протяжении нескольких последних лет и составляет около 2,7 млн человек, или более трети трудоспособного населения страны. Большая часть самостоятельно занятых трудится в сельском хозяйстве (52,5%), в сфере розничной торговли (26,0%) и в сфере оказания различных услуг населению, включая транспортные, медицинские, образовательные и другие (21,5%). Именно к последней категории относится достаточно многочисленная когорта домашних работников, которые, с одной стороны, несомненно, являются самозанятыми, но с другой – в большинстве случаев лишены тех плюсов, которые так ценят другие самостоятельно занятые казахстанцы, а именно — свободы от установленного кем-то рабочего графика и требований, а порой и причуд работодателя.
В старейших алматинских агентствах по подбору домашнего персонала говорят, что их базы данных насчитывают тысячи работников, часть из которых благополучно трудится в семьях, а другая часть — соискатели, которые находятся в поиске работы. Кроме того, существует множество сайтов, на которых свои услуги напрямую, без посредничества агентств, готовы предложить частным лицам всевозможные няни, домработницы, водители, садовники и так далее.
Налоговый кодекс РК предусматривает только отдельные категории самозанятых, которые должны самостоятельно декларировать свои доходы, платить подоходный налог и вносить взносы в накопительные пенсионные фонды. К ним отнесены зарегистрировавшиеся индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и адвокаты, лица, оказывающие услуги аккредитованным в Казахстане дипломатическим представительствам, и домашние работники, работающие по трудовым договорам. Но проблема в том, что домашние работники и их работодатели предпочитают не заключать никаких договоров. Первые не хотят терять из своей средней по рынку зарплаты в 100 тысяч тенге налоговые и даже пенсионные отчисления, предпочитая получить всю сумму на руки, а вторые, в наши непростые времена не готовы платить сверх обозначенной суммы.
Возможно, проблема с этой категорией работников, как и в целом со всеми самозанятыми в Казахстане, стояла бы острее, если бы в стране действовала система страховой медицины. Так, например, в соседней России, где рынок домашнего персонала в последние годы также достаточно активно развивался, чиновники не раз говорили о необходимости легализовать домашних работников. По их мнению, это необходимо для того, чтобы хозяева заключали с ними договоры и делали за них отчисления в пенсионный, социальный и медицинский фонды. В Казахстане же, где большинство медицинских потребностей граждан покрывается бесплатным объемом гарантированной медицинской помощи, прежде всего волнует такой социальный аспект, как пенсионные отчисления. Получается, что домашние работники должны делать их сами, но статистики по поводу того, какой процент задумывается о том, чтобы обеспечить себе безбедную старость, а какой живет лишь сегодняшним днем, не существует. Можно лишь предположить, что массово такие работники делать накопления не бегут. И, безусловно, это остается своего рода проблемой для государства. В то же время сам домашний персонал обеспокоен прежде всего не далеким будущим, а текущим днем и возможностью быстро заработать деньги. В этом секторе зарплату можно получать не ежемесячно, а еженедельно, а при необходимости и за каждый выход. Кроме того, сам уровень зарплат домашнего персонала не так уж плох, что приводит в этот сектор все новых и новых желающих трудиться в семье у работодателя.
Категория домашних работников достаточно многочисленна и разнородна. Насколько же высок сегодня спрос на услуги домашнего персонала, какие требования к нему предъявляются и сколько можно заработать, убирая чью-то квартиру или обучая хозяйское чадо хорошим манерам?
Наибольший спрос нынче наблюдается на нянь, домработниц и домашних поваров. Но так как и требования к ним, и размер их заработных плат несколько отличаются, правильнее будет посмотреть на эти домашние специальности по отдельности. Так, диапазон вознаграждения нянь достаточно широк, и если агентства готовы работать с заявками на зарплату от 70–80 тысяч тенге, то на сайтах самостоятельно люди пытаются подыскать няню и за 30–40 тысяч тенге при пятидневной рабочей неделе и полном рабочем дне. При этом хорошие квалифицированные няни запрашивают от 100 тысяч тенге, а верхний предел их зарплат может составить 200–250 тысяч тенге в месяц. В целом оплата услуг такой работницы зависит и от ее собственной квалификации, и от уровня состоятельности семьи, в которой она трудится. Можно отметить, что в семьях предлагают весьма конкурентоспособную заработную плату, даже если говорить о ее среднем размере. Так, на сайтах вакансий сейчас можно найти, например, предложение о приеме на работу помощника воспитателя (няни) в детский сад Алматы от фонда «Международная школа «Мирас» на зарплату от 70 тысяч тенге. Но, как известно, садики «Мирас» относятся к категории элитных, а в другие детские сады няни приглашаются на оплату от 45 тысяч тенге. И следить при этом нянечке придется не за одним ребенком, а, возможно, за парой десятков детей или даже больше.
Каковы же требования, предъявляемые работодателями к няням? Если работницу ищут к грудничку или маленькому ребенку, то приветствуется медицинское образование, если же ребенок немного постарше, то педагогическое. Впрочем, не всегда хорошая няня имеет специальное образование и очень часто личные качества, умение найти общий язык с ребенком и расположить его к себе, а также большой опыт работы в семьях оказываются для работодателей важнее профильного диплома. Многие также хотят, чтобы няня обладала знанием различных развивающих методик и могла заниматься с ребенком.
Кстати, мы поинтересовались, насколько охотно кандидаты с медицинским или педагогическим образованием идут сейчас работать в семьи. Ведь если десяток лет назад такие специалисты массово уходили со своих рабочих мест в силу невысокой заработной платы, то в последние годы государство вело планомерную работу по повышению заработных плат в сфере здравоохранения и образования. В одних агентствах по подбору персонала отмечают, что и у них заработная плата на месте не стояла и за несколько лет выросла как минимум вдвое, а то и втрое. В других же поясняют, что их практика показывает – те, кто в свое время ушел на работу в семьи, уже не возвращаются в медицинские и образовательные учреждения, так как уровень зарплат квалифицированного домашнего персонала достаточно высок. А вот нового массового притока кадров из этих сфер уже не наблюдается.
— Востребован квалифицированный персонал со знанием методик. Педагогический же диплом не всегда является гарантией хорошего работника. У нас были случаи, когда на должность няни претендовал человек с двумя дипломами – педагога и психолога, но в деле он не показал себя профессионалом. А бывает, что няня с техническим образованием, но с огромным опытом работы в семьях и знанием методик просто нарасхват у работодателей, – отмечает менеджер по подбору персонала агентства Sweet Home Жанара Касенова.
А директор агентства «Добрый ангел» Галина Демент рассказывает, что недавно к ним пришла девушка с дипломом педагога-психолога, претендующая на место няни или гувернантки, и честно сказала, что практически не училась в своем шымкентском вузе, а ее семья лишь вносила деньги за обучение. Тут, кстати, вспоминается недавняя инициатива ректора Казахского национального педагогического университета имени Абая Серика Пралиева, который предложил сделать обучение педагогическим специальностям исключительно бесплатным, а также осуществлять подготовку педагогических кадров только на базе государственных университетов, которые модернизированы до лучших образцов. Предложение не лишено смысла, хотя, сама по себе эта мера еще не гарантирует успеха и может помочь лишь на фоне общего снижения коррупционных схем и взяточничества, к сожалению, все еще имеющих место в системе казахстанского высшего образования.
Но вернемся к домашним работникам, число которых, по мнению представителей агентств, растет, но профессионализм падает. «Сейчас многие хотят работать в семьях, но в связи с ростом числа желающих, в этой сфере появилось больше случайных людей, – рассказывает Галина Демент. – Например, женщины стремятся работать нянями не потому что любят детей или чувствуют в этом свое призвание, а потому что, по их мнению, это несложно и не требует каких-то специальных навыков и знаний. Бывает, приходит и говорит, что хочет стать няней, так как продавцам стали мало платить, и она не довольна своей зарплатой. Конечно, с такими людьми мы отказываемся работать. Большинство соискателей сейчас не хотят развиваться, чему-то учиться, читать о новых методиках, если речь идет опять же о нянях. Поэтому работа агентств осложнилась, но опыт – это все-таки большое дело, и мы неплохо научились производить отсев неподходящих кандидатов. Знаем, какие вопросы задать, на что обратить внимание, обязательно обзваниваем по рекомендациям и почти всегда понимаем, когда рекомендация сфабрикована и дана не реальным работодателем, а, скажем, подругой. Также обязательно проверяем документы, запрашиваем адресную справку, справку о несудимости и медицинские документы. Причем, зная, что медкнижки у нас сейчас продаются и покупаются, мы предпочитаем документы об отдельных обследованиях: флюорографию, анализ на микрореакцию и другие. В обязательном порядке запрашивается и справка из наркодиспансера и психдиспансера. Многие клиенты, если им подходит кандидат на позицию няни или повара, затем сами за свои деньги более подробно проверяют их здоровье в медицинских центрах. Но даже такая система отбора не исключает полностью кандидатов, которые потом не подойдут или будут кардинально не устраивать своих работодателей. Да и агентств по подбору персонала на рынке стало больше и не все они добросовестно выполняют свою работу. В некоторые такие агентства соискатели присылают резюме по почте и, не видя людей, лишь поговорив с ними по телефону, они отправляют их на собеседования в семьи. То есть в целом по рынку качество услуги по подбору домашнего персонала, по моему мнению, упало.
На казахстанском рынке домашнего персонала нет единого определения и понимания того, чем гувернантка отличается от няни. Если очень упрощенно и обобщенно, то гувернантка занимается развитием и обучением ребенка, а няня отвечает лишь за уход за ним, прогулки, питание, детские вещи. Но на практике их обязанности зачастую комбинируются и пересекаются. «Недавно к нам поступил заказ на гувернантку со знанием английского языка к ребенку полутора лет, – рассказывает главный менеджер агентства «Статус-А» Анжела Кауметова. – Мы интересовались у заказчика, а не рано ли к такому маленькому ребенку нанимать гувернантку, на что он пояснил, что планирует отдать сына учиться в школу Haileybury и хочет, чтобы к моменту поступления в первый класс он уже хорошо говорил на английском. Но такого специалиста подобрать очень сложно, так как гувернантка или няня, готовая обучать ребенка, не хочет работать с малышами. Она нацелена на работу в семье, где ребенку исполнилось хотя бы четыре-пять лет и он более усидчив, знает, как держать ручку, способен лучше усваивать информацию. Специалист с хорошим педагогическим багажом не считает целесообразным идти к ребенку, который еще не ходит на горшок, и его тоже можно понять. Кроме того, в подобных случаях я пытаюсь предложить взять няню, которая будет хорошо ухаживать за ребенком, любить его, а также нанять репетитора по английскому языку. Тем более что, когда ребенок вместе с няней гуляет, играет, спит, он может не захотеть с ней же и заниматься, либо процесс будет не столь эффективен, как непосредственно с преподавателем».
У хорошей гувернантки зарплата может достигать 300 тысяч тенге, но не каждый специалист, даже обладающий необходимыми навыками, психологически готов работать в семье. Каждый день по 10 часов или даже больше находиться под пристальным вниманием «адвокатов» в лице родителей и бабушек-дедушек – это совсем не то же самое, что свысока покрикивать на учеников, пока родители этого не видят и не слышат, как это любят делать многие школьные учителя. Спрос на гувернанток отличается некоторой сезонностью и возрастает в преддверии учебного года. Но в идеале гувернантка – это не просто человек, который занимается с ребенком, но и водит в музеи, театры, обсуждает книги, вырабатывает правильную речь, хорошие манеры, помогает в личностном, интеллектуальном и эстетическом развитии ребенка. И таких специалистов сейчас на рынке единицы.
Если говорить о пожелании родителей нанять на работу няню со знанием английского языка, то некоторые казахстанские семьи решают его особым способом – находят няню филиппинку. Впрочем, домашний персонал с Филиппин востребован не только в лице нянь, но и домработниц, а чаще в качестве универсальной помощницы по дому. «Пару лет назад у нас в Астане работало только одно агентство, готовое привезти по заявке домашний персонал с Филиппин, но они брали за свои услуги очень дорого, – рассказывает Индира Н. – Платить этому агентству круглую сумму не имело смысла, так как при всей своей исполнительности, покладистости и добросовестности филиппинские няни и домработницы не требуют какой-то очень большой зарплаты. Я, например, платила своей няне 500 долларов, проживала она у меня, помогала по дому и имела еще один весомый для нас плюс – общалась с ребенком на хорошем английском языке. А нашла я ее сама, через Интернет, списалась с ней, затем оплатила оформление всех необходимых документов. Причем там, где она проживает у себя на родине, нет казахстанского консульства, и чтобы подать документы на визу, она ездила в Малайзию. Все расходы оплачивала я. Процедура оформления всех документов достаточно сложная, к тому же нельзя пригласить такого работника в Казахстан как няню, но можно как преподавателя английского языка и только на год. Но я бы все-таки сказала, что овчинка стоит выделки и плюсы такой работницы перевешивают минусы, связанные с поиском и непростым оформлением».
Асель из Алматы ищет филиппинскую домработницу в загородный дом в Алматы на зарплату 500 долларов на сайте domrabotnica.ru, но пока никто не откликнулся на ее объявление с просьбой помочь найти подходящую девушку и оформить все необходимые документы. Зато Асель пояснила нам, почему ищет именно такую домработницу: «Филиппинки работают по всему миру, имеют большой опыт и хорошо знают свою работу. Они не задают вопросов и просто делают свое дело. Но, к сожалению, я пока не нашла такую работницу, поэтому в дополнение к уже имеющейся у меня помощнице по дому наняла еще одну, но местную. А филиппинка пока остается только в планах».
Впрочем, Жанара Касенова отмечает, что не всегда приглашенная с Филиппин домашняя работница имеет опыт работы в семьях или тем более по всему миру, и зачастую таких помощниц по дому или нянь надо всему обучать:
— Многие не умеют правильно ухаживать за гардеробом, мебелью, пользоваться чистящими средствами. Но основные их достоинства – это гибкость при выполнения поручений, адекватная реакция на замечания, они не капризны, ответственны и, кроме того, всегда под рукой, не берут больничный, не спешат после работы домой. Они не понимают русский и казахский язык, поэтому могут обеспечить конфиденциальность, а также прекрасно соблюдают субординацию. Наше агентство не работает с филиппинским персоналом, но могу сказать, что именно все эти качества работодатели хотят видеть и в местных кадрах.
К сожалению, иногда и работодатели делают неправильные выводы из покладистости филиппинского персонала и перегибают палку. Так, в январе этого года 36-летняя гражданка Филиппин, названная в СМИ Марией Риос (имя и фамилия были изменены), обратилась в правоохранительные органы, неправительственные организации и к журналистам с жалобой. По словам женщины, ее работодательница «мадам Сауле» забрала и не отдает ей паспорт, при этом заставляет с 6 утра до 12 ночи ухаживать за двумя детьми и выполнять домашнюю работу и запрещает выходить на улицу или кому-либо открывать дверь. У себя на родине женщина работала медсестрой и получала 50 долларов, поэтому легко согласилась на зарплату 700 долларов, оставив дома мужа и пятерых детей. Но 18-часовой рабочий день совсем не устраивал ее, так как по заверениям женщины, хоть она и получала у себя дома копейки, но за переработку ей доплачивали, и вообще, в качестве медсестры она была уважаемым человеком, а не бесправным рабом.
Впрочем, и с местным персоналом работодатель далеко не всегда может выстроить правильные деловые отношения. Проблема взаимодействия домашних работников и их хозяев существует в Казахстане все последние годы, но, по мнению ряда агентств, она даже обострилась. Например, нам рассказали о том, что сейчас в какой-то степени происходит смена работодателей. С одной стороны, появилась категория приехавших в Алматы состоятельных казахстанцев, которых в некоторых агентствах называют «подснежники», а в других – «нувориши». Они упорно трудились предшествующие годы, как правило, в реальном секторе, то есть в сфере производства, сельского хозяйства, и, в конце концов, сколотили капиталы. Такие работодатели новой формации достаточно активно нанимают сейчас домашний персонал, но, во-первых, так как сами являются трудягами, хорошо знают цену каждому тенге и не готовы переплачивать. А, во-вторых, совсем не умеют строить отношения с работниками, и если с давними клиентами агентства за годы работы как-то урегулировали этот вопрос, то теперь им приходится вновь вести, так сказать, просветительскую работу. С другой стороны, непростая экономическая ситуация сказалась на благосостоянии тех семей, которые всегда держали внушительный штат домашних работников, но теперь вынужденны сократить его.
Директор агентства «Статус-А» Шолпан Балтабаева:
— В 2007 году часто можно было наблюдать, что семью обслуживает от трех до десяти человек домашнего персонала. Но начиная с 2010–2011 годов наблюдается спад спроса. Если раньше мы получали около 100 заявок в месяц, то сейчас в среднем 30–35. Кроме того, многие семьи являются нашими постоянными клиентами, и мы видим, что там, где раньше работали, скажем, няня, повар и домработница, сейчас, в лучшем случае — трудится человек, совмещающий все три эти позиции. Называется такой универсал «помощник по дому». В худшем — хозяйка начинает выполнять всю домашнюю работу сама, лишь раз в неделю приглашая для уборки человека. Из старых работодателей у нас в клиентах осталось 40–50 процентов, и мы точно знаем, что они не ушли в другое агентство. Например, я знаю очень обеспеченную семью, у которой пять лет назад было семь работников – три охранника, садовник, домработница и няня. Эта семья – местные интеллигенты, те, что составляют алматинскую элиту, но сейчас они могут позволить себе только раз в неделю приходящую помощницу. В семье другой нашей клиентки еще есть личный самолет, но осталась только одна домработница и почти всю домашнюю работу, включая уход за садом и клумбами, хозяйка теперь делает сама, хотя раньше семью обслуживали три повара и две официантки, не говоря уже о других домашних работниках. В целом, существуют две основные категории работодателей – это очень состоятельные люди, которые сами уже ничего не хотят делать по дому, и средний класс, который, нанимая домашний персонал, высвобождает себе время для зарабатывания денег. И обе эти категории сократили свой спрос на домашних работников.
Несмотря на большую конкуренцию, работники все чаще не соблюдают трудовую дисциплину, не стремятся качественно выполнять свою работу.
— Людям тяжелее стало зарабатывать деньги, причем не только работникам, но и работодателям. У нас есть работники, которые на свои 100–110 тысяч содержат несколько членов семьи, и понятно, что они хотели бы получать больше. Их работу не назовешь легкой, а карьерного роста в большинстве случаев ожидать не приходится. Такие случаи относительно распространенные в предкризисный период, когда хорошим работникам, несколько лет проработавшим на семью, хозяева дарили машину или квартиру, сейчас практически не встречаются. Различные бонусы также перестали быть распространенным явлением. При этом у некоторых зарплаты все-таки выше, чем в среднем по рынку, и работники очень восприимчивы к рассказам о том, что где-то, скажем, такая же помощница по дому получает 150 тысяч тенге, а вовсе не 100. Поэтому, несмотря на конкуренцию, многие люди не держатся за свое рабочее место, отсюда и отсутствие старания. В свою очередь работодатель, если он относится к среднему классу и получает, скажем, две-три тысячи долларов, что уже достаточно неплохо, и из них 100 тысяч должен отдать работнику, четко ощущает эту статью расхода в семейном бюджете и совсем не готов ее еще увеличивать, – поясняет Шолпан Балтабаева.
Впрочем, каждый случай индивидуален, и, например, Анна Савельева, убирающая несколько квартир по графику, своей работой дорожит, несмотря на то что уже является пенсионеркой и физический труд дается ей нелегко: «Я убираю квартиры и дома уже 13 лет, и меня устраивает как относительно свободный график, так и то, что к своим 30 тысячам минимальной пенсии я зарабатываю еще 170 тысяч тенге ежемесячно. У меня сейчас три квартиры, которые я убираю раз в неделю и один дом, в который я выхожу на уборку дважды в неделю. Стоимость одной уборки в квартире, в зависимости от площади от 6–7 тысяч тенге, а за уборку двухэтажного дома я получаю 10 тысяч за выход. При этом в одной квартире я навожу порядок с 11 утра до 4 часов дня, в двух других с 8 утра до 2 дня, а дом убираю с 9 утра и до 16.00. То есть у меня остается свободное время и на какие-то свои личные дела, хотя с возрастом убирать становится все сложнее и через год я хотела бы оставить только пару квартир, отказавшись от остальных. Также приходится особо заботиться о том, чтобы не заболеть, не пропустить выход, для чего я регулярно делаю прививки от гриппа и принимаю другие профилактические меры».
Анна Дмитриевна в прошлом медсестра и образование могло бы позволить работать ей как няней, так и сиделкой, но, по ее словам, эти домашние работницы редко получают больше. К тому же они привязаны к месту в течение всего рабочего дня. Кроме того, сиделка то нужна, то не нужна, впрочем, как и няня, потребность в которой отпадает, когда дети вырастают, а «свои» квартиры она убирает по много лет. В свое время женщина ушла с должности медсестры в больнице, когда получила первую зарплату в нововведенной на тот момент национальной валюте – тенге. Полученных денег ни на что не хватало, и выгоднее оказалась жизнь на вольных хлебах: капельницы и уколы соседям по району, уход и принятие родов у собак и так далее.«Сменив место жительства, я растеряла и всю клиентуру, а искать новую не видела смысла, так как возросло количество медцентров, дневных стационаров, большое развитие получили платные медицинские услуги. Найти человека, который сделает укол, уже давно не проблема. Что касается собак, то по моим наблюдениям, их, наоборот, стало намного меньше, чем в те постсоветские времена, когда железные двери еще не устанавливали, а квартирные кражи были обычным явлением. Сейчас четвероногих охранников, которые в случае чего могут если не защитить, то хотя бы поднять шум, держат все реже и, соответственно, на ветуслугах для них много тоже не заработаешь. И потом с квартирами все получилось достаточно случайно – меня попросила моя знакомая, потом другая, так и пошло по цепочке. Постепенно я обросла клиентурой и при этом все мои клиенты знакомые той или иной степени дальности, что полностью устраивает как их, так и меня. Идти работать в незнакомую семью – это риск. Кто знает, какие люди приходят к ним в дом, бывает и так, что, извините, кто-то что-то сопрет, а виноватой выставят домработницу», – поясняет Анна Савельева.
Опытных кадров всегда не хватает, а к нам поступает много заявок, поэтому мы думаем начать обучение персонала, проводить тренинги, которые будут бесплатными для соискателей. Елена Маркова
Тем не менее поиск домашнего персонала по объявлениям и через Интернет набирает все большую популярность. Ведь агентству по подбору персонала нужно заплатить немалую сумму – от 60 до 100 процентов первой зарплаты работника, и далеко не все готовы расставаться с этими деньгами. В агентствах же уверены, что такой подход чреват риском заполучить к себе в дом непорядочного, недобросовестного человека. Среди дополнительных минусов – необходимость потратить немало времени на звонки и собеседования с кандидатами. Особенно нелегко бывает подобрать няню, так как к человеку, который будет проводить с любимым отпрыском много времени, у работодателей, как правило, особые требования. Впрочем, и домработницу лучше брать проверенную и с рекомендациями. Что же еще требуется нынче от домработницы?
Директор агентства «Персонал для дома», которое позиционирует себя как республиканская сеть, Елена Маркова: «Опытных кадров всегда не хватает, а к нам поступает много заявок, поэтому мы думаем начать обучение персонала, проводить тренинги, которые будут бесплатными для соискателей. Например, домработница должна знать современную технику, то есть уметь управляться с новейшими пылесосами, гладильными системами и так далее, разбираться в различных моющих-чистящих и других химических средствах для дома, а также правильно обращаться с VIP-гардеробом, в котором могут быть представлены очень дорогие вещи, требующие деликатного ухода».
Специалисты по подбору персонала также рассказывают, что работодатели часто предъявляют требования и к внешнему виду домашнего персонала, причем они бывают диаметрально противоположны. Кто-то хочет видеть молодую, стройную, привлекательную работницу, а кто-то, как рассказывают в агентствах, просит «подберите мне обычную страшную колхозницу». В подавляющем большинстве случаев подбором персонала занимаются женщины и последнее требование выдвигают именно они, так как ревнуют своих мужей и не хотят, чтобы в доме находились молодые привлекательные девушки. Но при этом большинство все-таки хочет видеть достаточно молодых работниц или, во всяком случае, не старше 50 лет, так как кухня может находиться на цокольном этаже дома, а столовая на втором, и блюда при этом надо подать достаточно расторопно. Если же речь идет об уборке, то и тут понятно, что более молодые домработницы шустрее и меньше устают. А иногда работодателя (нам, в частности, в этом случае приводили в пример одиноких мужчин) вообще не интересует внешность работника, так как он требует, чтобы контакты с домашним персоналом были сведены к минимуму. Повариха должна приготовить еду и уйти, пока хозяин дома спит, а домработница убрать все во время его отсутствия.
Традиционно высок спрос на домашних поваров, а вот что касается требований, предъявляемых к ним, то они различны. Кому-то нужен специалист с опытом работы в семьях, умеющий вкусно приготовить блюда простой домашней кухни. Другие просят подобрать повара с опытом работы в ресторане, способного порадовать какими-то изысками и кроме принятой у нас восточно-европейской кухни, знающих, например, технологию приготовления блюд из морепродуктов. Также востребовано умение приготовить диетические блюда или обеспечить домочадцам новомодное «раздельное питание», «белковую диету» и так далее.
Хороший повар получает за выход от 7 до 10 тысяч тенге в день и может заработать за месяц неплохую сумму. Правда, сейчас, как рассказывают в агентствах, многие семьи предпочитают экономить, приглашая повара лишь пару раз в неделю и прося его не просто приготовить блюда на день, но и заготовить полуфабрикаты, которые хозяйка затем сможет легко и быстро приготовить сама. «Мало кому нужен обычный домашний повар, в основном востребованы те, кто проходил стажировки, знают кухни народов мира, все чаще востребованы профессиональные повара 5-6 разряда, имеющие при этом опыт работы в семье, – отмечает Галина Демент. – Во многих домах на кухнях появилась профессиональная техника, с которой также надо уметь управляться. Кроме того, семьи много ездят по миру и хотят у себя дома пробовать различные понравившиеся блюда, и повар должен суметь приготовить их по привезенным рецептам».
В основном требуются повара с опытом работы в семьях и, как правило, женщины, что связано и с нашим менталитетом и с тем, что работнику приходится следить за чистотой всей кухни. Работники ресторанов сейчас также достаточно активно уходят в семьи, что косвенно свидетельствует о некоем кризисе в ресторанном секторе. Но не все приживаются в семьях, так как в ресторане повар, как правило, отвечает за какой-то один участок, скажем, за холодный цех или только за горячее, в семье же зона ответственности шире. Домашний повар отвечает и за холодильник, и за порчу продуктов, и за их нерациональное использование, а также за сервировку стола и подачу блюд.
«Требования, выдвигаемые поварам, могут существенно варьироваться в зависимости от предпочтений семьи»–отмечает Анжела Кауметова.
– Бывает, что люди очень часто посещают рестораны, и даже различными кулинарными изысками уже пресытились, поэтому дома хотят, чтобы повар приготовил для них простой жареной с луком картошки. Бывает же наоборот – члены семьи хотят именно кулинарных изысков, но в ресторане не всегда могут их себе позволить и ждут, что именно домашний повар приготовит соответствующие деликатесы. Среди наших клиентов есть и семьи, которые любят, скажем, итальянскую кухню и все продукты доставляются им прямиком из Италии, а повар должен хорошо разбираться в них и уметь приготовить настоящие итальянские блюда. Или, например, есть любители морепродуктов, которые регулярно получают морские деликатесы самолетом, и у них, кстати, работает поваром женщина без специального образования, которая тем не менее прекрасно справляется со всеми этими экзотическими морскими обитателями. Также случается, что повар полностью устраивает семью, но со временем его кухня приедается и через два-три года работодатель хочет поменять специалиста».
Сейчас в агентства практически не поступают заявки на подбор экономки или управляющего, и если такая должность и встречается в иерархии казахстанской домашней прислуги, то это, как правило, самостоятельно выращенный в семье кадр. То есть та же домработница или няня, или даже водитель и личный помощник, хорошо проявившие и зарекомендовавшие себя, со временем берут на себя руководство всем домашним персоналом, функции по подбору и найму новых работников, проверку всех счетов, контроль над осуществлением всех закупов по хозяйству и так далее.
Практически все вышесказанное относилось прежде всего к алматинскому рынку домашнего персонала, который считается самым развитым в стране. Даже столичные жители достаточно часто стремятся подобрать персонал для дома в Алматы. Говорят, что с профессионализмом столичного домашнего персонала наблюдаются еще большие проблемы, нежели в южном мегаполисе. Коренных астанчан, ищущих работу на этом поприще, немного, и соискатели – это приезжие со всей страны, но столичные работодатели не всегда хотят нанимать таких работников. Найти же работника, который поедет из Алматы в столицу, сложно. Как правило, речь идет о работниках с проживанием в семье и зарплатой порядка 150 тысяч тенге, но такую сумму персонал может заработать и здесь. Еще менее охотно соглашаются работники ехать в Актау и Атырау, откуда также поступают заявки на алматинский персонал. А вот когда алматинские семьи уезжают на относительно длительное время за границу, то зачастую увозят с собой няню, иногда повара или помощницу по дому.
Домашних работников берут с собой в Англию, США, Дубай, Малайзию, Францию, Австрию и другие страны. И кроме всех прочих, иногда чисто индивидуальных причин, везти с собой персонал побуждает элементарный расчет, так как нанять работников непосредственно на месте стоит дороже. Хотя в случае с Малайзией этот принцип не действует, но туда могут пригласить повара, чтобы готовил более привычную пищу, или привезти казахстанскую няню, чтобы помочь ребенку адаптироваться в новой стране вместе с человеком из привычной языковой среды. Работников, готовых ехать в другую страну, тоже не так уж много. Отпуск, проведенный с подопечными детьми где-нибудь за границей, несомненно, является для няни своеобразным бонусом. Для того же, чтобы уехать на более длительный срок, работника не должна сдерживать собственная семья. Вариант заграничной работы интересен своей познавательностью, расширением кругозора, но основным мотивом остаются деньги. За 1000 долларов мало кто согласится уехать работать за границу, а вот если предложенная зарплата выше, то кандидат может найтись.
Что касается иностранцев, работающих в Казахстане, то они с собой своих работников не возят, а здесь нанимают ту же домработницу, няню, водителя. Обычно они требуют от персонала знания английского языка на уровне разговорного. Но если в первые годы становления этого рынка, работа в семье иностранцев предполагала и ощутимо более высокую зарплату, чем у коллег, устроившихся к казахстанским работодателям, то сейчас зарплаты сопоставимы. Тем не менее соискатели очень охотно идут в иностранные семьи, так как это возможность «подтянуть», улучшить уровень своего английского.
В целом, несмотря на некоторое падение спроса, большинство профессионалов, работающих на рынке по подбору домашнего персонала, считают, что домашние работники будут востребованы и впредь. В Казахстане уже построено немало домов и квартир больших площадей, которые нуждаются в уходе, и недвижимость продолжает возводиться. Рождаемость в стране высокая, а значит, не отпадет потребность и в нянях. Но спрос существует прежде всего на профессиональные кадры, так как люди хотят, чтобы ухаживали за дорогими вещами, дорогой мебелью и дорогими интерьерами, а среди претендентов все больше и больше тех, кто мало что знает о предполагаемой работе. В связи с этим в самом ближайшем будущем можно ожидать появления различных курсов для работников домашних специальностей.
Также, возможно, наши агентства по подбору персонала будут консолидировать свои усилия, так как сегодня они разобщены и мало что знают о деятельности друг друга, в лучшем случае пересылая коллегам «черные списки» плохо зарекомендовавших себя работников. Уже есть инициаторы создания неких профессиональных ассоциаций. И такую инициативу стоит приветствовать, так как, несмотря на то что категория самозанятых существует во многих странах мира, в Казахстане их доля весьма высока. Для сравнения: во Франции эта категория составляет 11 процентов в Германии – 11,6, в Великобритании – 14,6, в Чехии – 18,5, в Италии – 25,1, в Корее – 28,2, в Турции – 37,1 процента.
То есть превысила наши показатели только Турция, но и там о самозанятых больше информации, и они находятся в меньшей «тени», чем казахстанские самостоятельно обеспечивающие себя работой граждане. Поэтому эта проблема наверняка еще не раз будет подниматься нашими ведомствами и министерствами, а профессиональная ассоциация в области агентств по подбору домашнего персонала могла бы помочь в решении вопроса как минимум информацией.