Открыть бизнес в Тайланде проще, чем в Казахстане. Главное оформить его не на себя, а на тайца, и помнить, что в нагрузку к себе вы должны взять на работу 4-х местных жителей, уважительно относится к ним и учить язык. О притягательности, сложностях и секретах ведения бизнеса в Тайланде мы поговорили с главой казахстанской диаспоры в туристическом рае Тайланда, Паттайе, алматинкой Алией Айсоевой.
Уже 13 лет Алия живет в Тайланде. Сначала работала в турфирме, позже перешла на работу в посольство Казахстана, и только потом решилась на открытие своего ресторана. Ее кафе «Мои друзья» стало одним из первых мест, где готовили блюда казахской и русской кухни без использования свинины, которую так любят местные жители. Помимо этого, Алия решила, что будет кормить клиентов не только в заведении, но и доставлять им заказы на дом — ведь в Тайланде не принято готовить дома, часто в их квартирах не предусмотрено место для плиты.
Любопытно, что для открытия бизнеса в Тайланде не нужно иметь тайское гражданство — получить его достаточно сложно, да и не нужно. Чтобы постоянно проживать в королевстве, достаточно иметь трудовую визу и ежегодно продлять ее. А если говорить о статистике, то в 2013 году тайское гражданство получили всего 7 иностранцев. И это при том, что население одного только Бангкока составляет более 16 млн человек.
[gallery ids=»68956,68955,68953,68952″]
— Скажите, насколько сложно открыть бизнес в Таиланде?
— Намного легче, чем, например, в Казахстане. Но вопрос в том, сможешь ли ты без тайского языка какое-то время просуществовать. Многие приезжают сюда, считая, что все будет просто, но быстро закрываются. Главные проблемы здесь – языковой барьер и ментальность. Мы можем себе позволить кричать на своих подчиненных, чего-то требовать в приказном тоне, делать замечания. А если на тайца чуть-чуть повысить голос, он разворачивается и уходит. И больше он не работает с тобой — очень гордый народ. Мы в Казахстане, если конфликт произошел, можем потом разобрать ситуацию, договориться о чем-то, ошибки понять и принять друг друга. Здесь в такой же ситуации они могут на следующий день не выйти на работу. Или сбежать после получения зарплаты всем коллективом. Я через это все прошла. Сейчас у меня свои методы управления. Я знаю, как нужно правильно с ними разговаривать, и что немаловажно, я теперь говорю на тайском. Если не говоришь на языке — все сложнее. Были казахи, которые открывали здесь бизнес, но он не пошел как раз из-за незнания тайского языка. Я им помогала оформить компанию, договориться насчет аренды, но так как у них не было желания изучать местный язык, дело не пошло.
— Как удалось сохранить бизнес, несмотря на то, что первое время вы только узнавали специфику коммуникаций, язык и т.д.? В чем секрет?
— Зная менталитет наших соотечественников, я смотрела что пользуется спросом. Делала опрос среди своих знакомых: что бы вы хотели на данный момент, какой вид сервиса? Когда я открывалась, здесь было около 10-20 ресторанов с русской кухней, но сейчас только в Паттайе их насчитывается более 200. Те идеи, которые я хотела воплотить, уже переняли и используют. Раньше я дружила с рестораторами. Делилась своими идеями, мыслями, но оказалось, что это все пошло во вред мне же. Но я не отчаиваюсь. Идей-то очень много, но главное их постоянно внедрять.
— А как заманить людей в ресторан, ведь у них тоже большой выбор, как себя рекламируете?
— Реклама есть на карте Паттайи, и на местном телевидении. Но я наработала свою клиентуру и не переживаю за то, придет клиент или нет. Они сами уже в интернете сарафанным радио друг другу передают рекламу, так сказать. Обо мне уже вся Россия знает (улыбается). На самом деле, сейчас я планирую открыть производство пельменей, вареников, мант – полуфабрикатов по всему Таиланду. Все домашнего приготовления, ручной лепки. Это один из источников дохода.
— А какие советы могли бы дать предпринимателю, который хочет сюда приехать? С чем ему придется столкнуться в законодательном плане?
— Нужно просто своевременно оплачивать налоги и сдавать отчет. У меня по этому поводу нет головной боли, этим занимается бухгалтер-таец. Что касается налогообложения, мы платим 7% подоходного налога. Здесь нет НДС, соцналога или пенсионных отчислений. Люди здесь не получают пенсию. Дополнительно я оплачиваю только рабочую визу, налог на воду, но это уже другие и незначительные затраты.
— Аренда насколько дорогая?
— Один этаж, так называемый юнит, стоит от 15 тыс. бат (500 долларов). Где проходимость лучше — аренда дороже: 50 – 70 тыс. бат. (1700 – 2200 долларов). По квадратуре это около 100 – 120 квадратных метров.
— Сколько людей у вас работает?
— 4 человека. Я и мои 4 тайца — все по закону. Кстати, вы знаете, что иностранцы не имеют права работать на некоторых должностях? Например, они не могут быть гидами или поварами. Так что всю казахскую кухню мы научили готовить тайцев. Они у нас сами раскатывают тесто на бешпармак, сами тянут лапшу на лагман и лепят манты и пельмени.
— Как решаете вопрос с кониной? Ведь ее здесь нет совсем.
— Конину нам привозят из Казахстана самолетом. Так что казы у нас есть. У нас все есть. На Курбан-байрам мы резали тут барана. В мечеть ходили, раздавали мясо людям, около 100 человек накормили.
— Вы самая известная женщина и предприниматель Паттайи в казахской диаспоре, давно тут живете. Скажите, в какой момент диаспора начала увеличиваться?
— Вообще, по статистике, сейчас население увеличилось на 2,5%. Но эти цифры общие — на нас и россиян. Я лично ощутила увеличение казахстанцев в начале прошлого 2013-го года.
— Девальвация, которая произошла в Казахстане, как-то повлияла на вас?
— Казы стали дороже! Туристов меньше не стало, если вы об этом.
— Кроме вас в Паттайе есть предприниматели из Казахстана, которые работают здесь больше года?
— Есть, но здесь каждый в своей каше варится. Есть один ресторан, открывали казахи из Жезказгана, владельца зовут Андрей.
— Что еще, кроме ресторанов, открывают наши бизнесмены?
— Интернет-клубы, ювелирные магазины в Бангкоке. Есть здесь семейная пара, пенсионеры, у которых есть действующий бизнес в Казахстане.
— У нас сложилось впечатление, что здесь знают в основном россиян, о казахстанцах знают мало. Почему?
— У России с Таиландом другие и довольно длительные торговые и дипломатические отношения. Для россиян тут безвизовый режим. Страна достаточно дешевая, и русские тут любят зимовать. А казахи сливаются с тайцами, их практически не видно. И даже если казахи приезжают, они в основном по-русски говорят. Советский Союз сказывается, поэтому тайцы всех нас считают русскими. Но если быть честными, то есть много россиян которые не знают, где находится Казахстан, чего уж тогда ждать от тайцев?
— Как вам удалось перевести сюда и своих родителей? Ведь людям в возрасте сложно менять место жительства…
— Когда мама с папой первый раз сюда приехали, им очень понравилось. И климат они этот очень хорошо переносят. Они остались со мной, потому что я практически одна, а у меня родилась дочь Томирис. А тайцам я особо не доверяю процесс воспитания и приглядывания за ней. И родители сами выразили желание быть со мной, смотреть за ребенком, участвовать в воспитании. Дочке сейчас 3 года, она говорит на тайском и английском. По-русски говорит плохо и с акцентом, казахский только начинает изучать. Сама тоже стала забывать русский язык. Чаще приходится общаться на тайском.
— В местный детсад дочка ходит?
— Благодаря тому, что я знаю тайский, мне удалось договориться с так называемой интернациональной школой, куда ходят дети всех национальностей: русские, немцы, голландцы, британцы, американцы, французы… Это англо-американская школа, где 70% обучения идет на английском языке, 30 процентов – на тайском, его присутствие везде здесь обязательно по закону.
— А вы не скучаете по родине?
— Да как-то нет. Мне очень весело с моими друзьями, родителями, дочерью, казахов вижу часто, они приезжают. Хочется, конечно, чтобы поток увеличился. Бешпармак у нас в меню всегда есть, пища халяльная. Приезжайте!
http://youtu.be/IpN4_wm0EVs