Трагедия, имевшая место в Алматинском колледже моды и дизайна, поставила один очень важный вопрос — кто обучает наших детей? Как выяснилось, военрук Габит Карабалаев, на уроке которого прогремел взрыв, устроился в колледж по липовой прописке, его кандидатура не утверждалась в военкомате, как это положено, а в самом колледже давно не проводились проверки муляжей гранат. И это — не первый случай.
В ежедневной суете мы не всегда обращаем внимание на то, кто работает в наших школах, то есть обучает и воспитывает наших детей, будущее наше страны. Практика показывает, что жесткий отбор кандидатов идет только в спецслужбы и правоохранительные органы. Существует отбор и на государственную службу, но мало кто обращает внимание на то, кто работает в наших школах. И лишь иногда вопиющие факты потрясают казахстанское общество. Как это было в ноябре прошлого года, когда Генеральная прокуратура огласила результаты проверки казахстанских школ. В ходе работы всех учителей и технический персонал протестировали на соответствие должности и отсутствие «темного прошлого». Результаты шокировали общественность: оказалось, что с детьми по всей стране работают насильники, растлители, педофилы и убийцы.
Как сообщила тогда пресс-службе комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, в непосредственном контакте с детьми работают четыре лица, ранее осужденные за изнасилование и развращение малолетних, причем, один из них — библиотекарь в сельской школе, а остальные задействованы на работе по техническому обслуживанию зданий. Более 60 человек, ранее совершившие убийство, изнасилование, осужденные за хранение наркотиков и другие преступления, работают в школах ввиду погашения судимости. Причем, треть из них занимается непосредственным обучением и воспитанием детей. А 20 учителей на момент проверки имели неснятую судимость за совершение других видов преступлений. Например, один директор школы, ранее совершившая умышленное убийство.
Даметкен Кожамсеитова, чье имя прозвучала в эфире телеканала КТК, уволившаяся по собственному желанию, работала директором одной из карагандинских школ. На первый взгляд, самый обычный педагог. Оказывается, в молодости она убила собственную дочь — когда малышке едва исполнилась неделя.
По данным телеканала, руководство карагандинского отдела образования было шоке — ведь каждый перед трудоустройством приносит сюда справку из прокуратуры. В документе, выданном директору, черным по белому: «судимости не имеет». Точно такую же справку прокуроры выдали и Думану Кабдоллину — заместителю директора другой карагандинской школы. Прежде чем стать педагогом, он отсидел в тюрьме за изнасилование. Начальство ни о чем не подозревало.
«Это в области. Всех учителей нанимают в области. Все вопросы к области, к акимату», — сказал тогда телеканалу министр образования и науки РК Аслан Саринжипов.
Работают в наших школах и даже руководят ими и наркоманы. Один из таких — директор школы в Енбекшиказахском районе Алматинской области, был изобличен, когда пришел в один из банков получать потребительский кредит. Сотрудники службы безопасности при проверке потенциального заемщика на гражданскую состоятельность и платежеспособность, без труда выявили, что он имеет судимость за незаконное хранение наркотиков. Такие случаи имели место и в школах Южно-Казахстанской области.
Однако нас настораживает другое, раньше все это происходило за пределами учреждений образования. Теперь, трагедия случилась в самом учреждении. И это должно заставить компетентные органы принять адекватные меры. Чтобы в наших школах не работали директоры с липовыми справками об отсутствии судимости или, как военрук — главный фигурант трагедии в Алматинском колледже моды и дизайна, с липовой пропиской.