Армия и политическое руководство США, анализируя свой опыт войн в Ираке и Афганистане, составляют рекомендации, как укрепить свое присутствие в некоторых регионах мира и как именно принимать военно-политические решения с максимальным эффектом. Этот опыт проанализировал журналист Макс Бут из онлайн-журнала Foreign Affairs.
«На осень 2014 г. США потеряли в Афганистане 2344 человека и 4486 в Ираке. Военные расходы исчисляются триллионами долларов. Вообще же, боевые действия сегодня идут в 30 государствах мира: Колумбии, Ираке, Израиле, Мексике, Нигерии, Пакистане, Сомали и Украине. Потери Сирии, также входящей в указанную группу стран, с 2011 г. составили 170 тысяч человек. Учитывая, что в подавляющем большинстве этих государств США имеют свои интересы и поддерживают некие местные силы, кажется, что в стороне они не останутся.
Президент Обама, который хотел вывода войск из Ирака и добился его, осознал, что окончательно отстраниться от постоккупационных территорий нельзя. И втянул Америку в новую войну — против группировки «Исламское государство». Кажется, США не просто не навоевались, а готовы продолжать еще, активно используя весь предыдущий опыт. И даже если в ближайшем будущем Соединенные Штаты воздержатся от отправки в Ирак больших частей сухопутных войск, им все равно придется поддерживать своих союзников, как это делалось в Афганистане. Очевидно, что ВС США, скорее всего, и в той или иной мере завязнут в Афганистане и Ираке.
Выводы, сделанные руководством ВС США, разные — технические, тактические и стратегические, но все они указывают на необходимость эскалации военных расходов и рассмотрение вопроса оставления и, может даже, увеличения своего контингента в очагах глобальной напряженности.
Американские военные признали, что планов по послевоенному устройству Ирака и Афганистана у администрации Дж.Буша не было. Обама критиковал Буша за насилие в посткоалиционном Ираке как следствие упущений в планировании войны, но сам допустил повторение такой же ошибки в Ливии, где вооруженная оппозиция свергла и зверски казнила Каддафи, а ее активные покровители в лице США и НАТО отстранились от установления мира в стране и от содействия Ливии в создании новых институтов государства и общества. Ситуация, аналогичная афганской и иракской. В июле 2014 года, то есть спустя два года после убийства посла США в Ливии Кристофера Стивенса, американцам самим пришлось эвакуировать все свое посольство в Триполи.
Американские политтехнологи уверены, что расцвет нацизма в Европе был обусловлен равнодушием США к переустройству мира после Первой мировой. Гитлер
Американские эксперты считают, что расцвет нацизма в Германии и социализма в СССР после Первой мировой войны случился именно в связи с пассивным отношением руководства США к вопросу послевоенной Евразии. Еще они считают, что появление Северной Кореи и социалистического Вьетнама после Второй мировой — это тоже следствие устранения администрации США от необходимости планировать мир после Второй мировой. Успешными и весьма весомыми примерами крайне отеческого отношения к послевоенному будущему государств являются ФРГ и Япония. Ни до, ни после этого ничего подобного в истории поведения США в отношение стран, где они применили военную силу, не было.
О том, как будут жить завоеванные Америкой территории, задумался генерал Дэвид Петрэус, которого в 2007-м году назначили командующим войсками коалиции в Ираке. При нем контингент войск был усилен 30 тысячами новых солдат и развернулась широкая кампания по построению нового общества. К этому процессу Петрэус, сам являющийся выпускником докторантуры международных отношений Принстонского университета, привлек американских экспертов в области институтов гражданского общества.
В апреле 2003-го г., после свержения Саддама, США и Великобритания создали так называемый Офис реконструкции и гуманитарного содействия, который потом превратился во Временный полномочный орган коалиции. Оба органа показали, что не умеют подавлять вооруженное сопротивление местного населения после свержения местных режимов, так как в их составе работали люди, специализирующиеся на традиционных войнах, а не контрразведчики, умеющие выслеживать и уничтожать партизан.
В Афганистане дела обстояли не лучше. Назначенное временное правительство, сформированное в течение нескольких недель после отступления талибов из Кабула, не пользовалось уважением среди местного населения. Президент Карзай по сути осуществлял функции мэра Кабула. Вопрос расширения его полномочий администрация Буша и командование коалиции в Афганистане не рассматривали. Вакуум власти за воротами Кабула заполнили талибы и коррумпированные местные князьки.
Дробление Афганистана на многочисленные очаги сопротивления сподвигло руководство войск коалиции выработать новые методы борьбы с партизанскими формированиями. В 2006-м Пентагоном был основан Центр нетрадиционной войны в штате Канзас, который в октябре 2014-го был закрыт, а весь его наработанный опыт передан в Центр и школу специального военного дела имени Дж.Ф. Кеннеди в штате Северная Каролина. В ближайшем будущем в составе ВС США появятся новые спецподразделения по подавлению партизанского сопротивления.
Американские эксперты констатируют, что у их военных представителей в Ираке и Афганистане не было ресурсов, способных решать задачи восстановления народного хозяйства и управления. Госдеп США не смог направить надлежащее количество персонала в области экономического развития и государственного управления. Учитывая наступательный характер внешней политики США, их правительству следовало бы предусмотреть наличие в своей структуре отдельного органа в области восстановления и развития подконтрольных территорий. Или же оптимизировать структуру агентства США по международному развитию ЮСАИД. В таком случае, ЮСАИД следует перепрофилировать до уровня организации, «под ключ» сдающей в эксплуатацию новые органы государственного управления и институты гражданского общества везде, где простираются национальные интересы США — от Мали до Пакистана. Для этого рекомендуется привлечь в состав ЮСАИД большое количество граждан, прошедших войны в Ираке и Афганистане.
В составе ВС США есть большое количество офицеров со знанием языков и регионов мира. Их надо объединить в новое профессиональное формирование активной внешней разведки, дать широкие полномочия и на добровольной основе отправлять в горячие точки для очень длительного пребывания. В подчинение им ставить лиц, желающих получить гражданство США, но не имеющих грин-карт. Самым успешным примером такого лица является сержант Сарал Шреста, иммигрант из Непала, который стал «Солдатом года» в 2012-м году. В ближайшее время, в составе ВС США появится новое боевое формирование, аналогичное группе КГБ СССР «Вымпел» (для осуществления государственных переворотов в ситуациях «уже не мир, еще не война»)
Опыт показал, что активная работа спецназа и применение продвинутого вооружения, получившие широкое распространение в Афганистане и Ираке, не дали требуемого эффекта. Даже применение таких новых средств войны, как боевых беспилотников и дронов, имеет упущения и ошибки, в результате чего гибнут невиновные. Как было сказано выше, в Ираке порядок установился только в 2007-м году, когда «наблюдать» за страной был поставлен Петрэус. Он привез дополнительных 30 000 солдат коалиции, которые и обеспечили общественный порядок, пока Петрэус мотался по регионам, создавая новые институты гражданского общества и целенаправленно работая с местным населением. В Афганистане такая политика стала проводиться только в 2010 г. Отсюда вывод на будущее: оккупационному режиму следует держать в стране достаточно своей пехоты, физическое присутствие которой обеспечит воплощение мирных инициатив.
Отмечается неоправданно высокий уровень изнеженности солдат коалиции и их тяга к бытовому комфорту, например, к походным биотуалетам. ВС США прославились тем, что в любой точке мира создают себе небольшие оазисы своей цивилизации — начиная от бытовой инфраструктуры и заканчивая товарами массового потребления. Поставка всего этого сопряжена с неоправданно высокими расходами, так как отвлекаются финансы, горючее и живая сила для сопровождения караванов, снабжающих базы ВС США различным невоенным товаром. В ближайшем будущем ВС США кардинально пересмотрят вопрос того, где заканчиваются границы разумного комфорта.
Войны в Ираке и Афганистане характеризовались привлечением коалицией большого количества частных военных компаний (ЧВК). ЧВК взяли на себя функции от стирки и готовки до вооруженной охраны караванов с грузами и военных объектов. Из общего количества частных военных подрядчиков непосредственно боевыми действиями занимались и были вооружены всего 16% из них (конец 2013 г.), но даже эта часть зарекомендовала себя с плохой стороны: по-хамски ездили на машинах, выталкивая гражданских с трасс, и стреляли по всем, кто приближался слишком близко. Самый знаменитый инцидент случился в 2007-м г. на площади Нисур в Багдаде, когда бойцы фирмы «Блэкуотер» расстреляли 17 мирных людей. Отмечается жесткий, преимущественно насильственный настрой военных подрядчиков, но при этом и их высокая боевая эффективность.
В 2004 г., после того как лидеры про-американских правительств Ирака и Афганистана заявили, что выгонят все частные военные организации из своих стран, Конгресс США принял отдельный декрет о привлечении наемников к ответственности за военные преступления. Всего осуждено 12 человек, шестеро — по делу о расстреле на площади Нисур.
Заказчиками, привлекающими ЧВК, являются различные правительственные и военные ведомства и организации, что создает бардак и неразбериху в сфере контроля за ними. Экспертами рекомендовано отдать распределение контрактов на привлечение ЧВК под единоличный контроль армии.
Америка поспешила вывести войска из Ирака и в стране наступил хаос. Такое же будет в Афганистане, если коалиция действительно полностью уйдет оттуда в 2016 г. На Ближнем Востоке появилась новая угроза — группировка «Исламское государство». Вашингтон должен в отношении всех трех очагов нестабильности разработать политику, аналогичную косовскому сценарию, где американские войска присутствуют с 1999 г. Отмечается, что американское общество с пониманием отнеслось к затянувшемуся присутствию солдат за рубежом. Сегодня американцы признают, что у Америки не было другого варианта, кроме как присоединиться к боевым действиям против группировки «Исламское государство». Ведь зона жизненных интересов США, как сказано выше, распространяется на территории от Мали до Пакистана».
От редакции: вместо «Миру мир!» сегодня работает и процветает другой лозунг: «Дайте миру войн — мелких, но больше!»