На прошлой неделе в международном информационном пространстве взорвалась «бомба». Министерство обороны России явило миру спутниковые снимки, якобы зафиксировавшие момент атаки малазийского Боинга военным самолетом. Поскольку инцидент произошел в воздушном пространстве Украины, то речь, разумеется, не о российском истребителе.
Информационный вброс российских СМИ был произведен как раз накануне саммита G-20 в Австралии и, скорее всего, был рассчитан на то, что тему подхватят журналисты, приехавшие в Брисбан со всего мира, и станут задавать неудобные вопросы лидерам государств. Однако эту тему представители масс-медиа обошли стороной. Во всяком случае реплика ведущего программы «Однако» Михаила Леонтьева пока остается без ответа.
В то же время, если вспомнить, о чем и в каком тоне шла речь в этой программе, то Леонтьев всем своим видом показал, что знает, чьих рук это громкое дело и буквально потребовал опровержения его слов. Официальное заявление по этому поводу сделал и МИД России, после чего наступила полная тишина.
На сегодняшний день западные средства массовой информации пока никак не отреагировали на опубликованные снимки и приведенные предположения. Лишь некоторые украинские и российские интерне-сайты высказали мнение о том, что опубликованные снимки являются подделкой.
Однако уверенность ведущего программы «Однако» наводит на мысль, что снимок, возможно, не последний. И что, скорее всего, очень скоро миру будет представлен вторая по хронологии фотография, затем третья и так далее. Не исключено, что позже может появиться и запись переговоров пилотов, и другие элементы, претендующие на статус вещественных доказательств.
Тем не менее пока Запад молчит. Молчат и Обама, и Порошенко. Складывается впечатление, что идет процесс обдумывания адекватного ответа и просчет дальнейших возможных ходов российской стороны.
Попробуем предположить развитие дальнейших событий. Отмолчаться, скорее всего, не удастся. Поскольку, по всей видимости, после некоторой паузы, в том случае, если ответа все же не последует, появится следующий снимок. Вряд ли стоило поднимать такой шум из-за одной фотографии. Если ответа не будет и после этого, то, скорее всего, дело пойдет дальше. То есть имеющиеся в распоряжении российской стороны факты якобы доказывающие причастность определенной стороны к крушению пассажирского самолета будут выдаваться порционно. А ведь наверняка среди них есть те, которые опровергнуть будет намного сложнее. В конце концов дело доведут до того, что мировая общественность начнет требовать ответа.
Предположим, что все факты будут говорить о том, что малазийский Боинг сбил украинский истребитель. Что в таком случае станет говорить Обама? Скорее всего, по аналогии со скандалом с прослушками, он примется утверждать, что ни о чем не знал, что ему не доложили и что все делалось за его спиной.
В таком случае ситуация будет выглядеть так, что его подставили собственные спецслужбы. Ведь думать, что они ничего не знают, было бы глупо. В этом случае не исключено появление еще одного Эдварда Сноудена, который, не желая оставаться крайним, сбежит за границу и представит миру другие дополнительные доказательства.
Скорее всего, спецслужбы в попытке отвести от себя вину заявят, что доложили ему сразу же после катастрофы. В таком случае крайним может стать сам Обама. А ведь такое в американской практике уже было. Когда миру стало известно, что в пробирке, которой тряс над головой в Совете Безопасности ООН Колин Пауэл, не было никакого отравляющего вещества, из которого Ирак якобы производит оружие массового поражения, ему пришлось оправдываться, говоря, что его подставили спецслужбы, что он не знал, что на самом деле находится в этой пробирке и толкал свою речь в соответствии с предоставленной ему информацией. Но сейчас подобное оправдание вряд ли будет принято мировым сообществом. В общем, Обаме в настоящий момент не позавидуешь. Ведь у него из без того самые низкие рейтинги за всю историю США.
Дальше – больше. Как мы помним, экономические санкции против России были приняты сразу же после крушения Боинга. Он, в принципе, и послужил поводом к этому — в течение десяти минут после инцидента президент Украины объявил, что самолет сбит российскими войсками, а западное сообщество охотно подхватило эту версию и стало раскручивать ее в своих СМИ. Только после информационной истерии была создана комиссия для расследования авиакатастрофы, которая, как сказали ее руководители, вынесет официальное заключение не ранее августа следующего года.
Тем не менее санкции действуют. И от них страдает не только Россия. Ее защитные меры привели к тому, что санкционный бумеранг существенно ударил и по Европе. Европейские фермеры практически разорены. Овощи и фрукты, тоннами вываливаемые на улицах европейских городов – это ни что иное, как следствие санкционной войны. Экспорт европейских промышленных товаров значительно сократился, промышленное производство упало. А Россия полностью повернулась лицом к Азии. Не будем вдаваться в экономические подробности. Скажем лишь, что разрыв экономических отношений Европы и России произошел на основании возможной «липы», убедительно представленной европейцам.
На этом фоне скандал со снимками будет раскачиваться дальше. Его с удовольствием подхватят лидеры оппозиционных партий европейских государств. А руководители этих государств, будут стараться отстраниться и все свалить на Ангелу Меркель – главного проводника американской политики на континенте.
Кроме всего этого, в ближайшие дни должны появиться конкретные вопросы у правительств Малайзии, Голландии и Австралии, чьи граждане преимущественно находились в сбитом самолете.
Тем временем, скорее всего, постепенно будут появляться новые факты. Достоверные или нет, каждый волен решать на свое усмотрение. В любом случае заданные вопросы требуют ответов. И мы их ждем с нетерпением.