Отечественный туристский бизнес уже вторую осень подряд устраивает публичные скандалы. В прошлом году «разбор полетов» касался компании «Гульнар Тур» – сейчас такой компании нет, а есть тысячи исков от пострадавших туристов. В этом году нападкам «большой четверки»: «КазТур», «Компас», «Teztour» и «Travel system» подверглась компания «Инвест Авиа» (казахстанский партнер российского «Пегаса»).
Осенью, когда сезон отпусков закончился, ассоциации туроператоров и турагентств Казахстана совместно с национальными авиакомпаниями решили, что настало время публично поделиться своей озабоченностью по поводу проблем в туристической отрасли. Они объявили о пресс-конференции на тему: «О нарушениях и угрозах безопасности авиаперевозок в туристической отрасли Казахстана», пригласили журналистов, но… председатель совета директоров авиакомпании «ИнвестАвиа» Аскар Нургалиев явился на конференцию без приглашения и… сорвал ее. В общем, мероприятие не состоялось.
– Уважаемые журналисты, – сказал он, – вас впутывают в конкурентные разборки между туроператорами. У нас есть Ассоциация туроператоров, куда входят четыре крупные компании, уже много лет летающие авиакомпанией Scat. Можно сказать, что они «держат» весь рынок. Конечно, у них были конкурентные войны, к примеру, с ныне почившим в бозе «Гульнар Туром». А на сегодняшний день они хотят закрыть казахстанский рынок от туристической компании «Пегас Туристик», компании которая имеет оборот около 3 млрд долларов и перевозит 3,5 млн человек ежегодно.
По словам Аскара Нургалиева, весь сыр-бор начался из-за одного-единственного украинского самолета, который весной этого года «ИнвестАвиа» взял в «мокрый» лизинг. Компания планировала все лето возить на нем туристов в жаркие страны, но чиновничьи барьеры так и не дали самолету взлететь.
– Привезти сюда самолет, а это огромные деньги, но мы это сделали. И с 1 мая до осени он стоял, не совершив ни одного полета, – сказал Аскар Нургалиев. – Первый срыв рейса у нас произошел из-за того, что Комитет гражданской авиации не подал телеграмму главному центру по управлению воздушным движением. Я двое суток с утра до вечера просидел в приемной заместителя председателя Комитета гражданской авиации Серика Мухтыбаева, но он меня так и не принял. Сейчас мы планируем подать иск о защите деловой репутации и возмещении убытков, которые мы понесли из-за действий должностных лиц комитета гражданской авиации.
Организаторы пресс-конференции, несмотря на то, что официально объявили о том, что пресс-конференция переносится на следующую неделю, по причине выявления «новых обстоятельств», все же активно отстаивали свою позицию:
– Мы защищаем интересы отечественного туриста, – сообщила директор туркомпании Kompas Анна Загоруйко. – В прошлом году были ужесточены требования к организации авиаперевозок. Новые требования включают в себя вопросы сертификационного обследования, разграничения ответственности между странами, наличие резервного воздушного судна, владение экипажем государственным языком и подтверждение финансовой состоятельности авиаперевозчиков. А к нам в последнее время все чаще поступает информация, что у компании «Инвест Авиа» большие долги, заморожены счета и элементарно нет офиса. Однако, несмотря на это авиаперевозчик «Инвест Авиа» получил право осуществлять чартерные перевозки в нарушение всех существующих правил и требований Республики Казахстан.
В общем, по словам Анны Загоруйко, представительницы организаторов несостоявшейся пресс-конференции, «они еще не все документы собрали», чтобы окончательно… разоблачить своего нового конкурента «Инвест Авиа» — казахстанского партнера «Пегас Туристик».
По данным Комитета гражданской авиации, в Казахстане зарегистрирована 31 авиакомпания, занимающаяся авиаперевозками пассажиров. Но независимые эксперты называют иную цифру – всего одна отечественная компания реально занята на международных чартерах в разгар курортного сезона – это компания Scat. И именно Scat обслуживает всех четырех туроператоров, которые входят в Ассоциацию туроператоров Казахстана и которые так обеспокоены сложившейся ситуацией на туристском рынке.
На языке, принятом в обществе с развитой рыночной экономикой, подобное называется недобросовестной конкуренцией. Ведь если действия «Инвест Авиа» незаконны, значит ими должны заниматься правоохранительные органы, а отнюдь не конкурирующие компании.
Конечно, иностранные чартеры, не лучший вариант. Каждый год они «выкидывали номера», оставляя наших туристов на произвол судьбы. Еще никто не забыл как позапрошлым летом государству пришлось выделить деньги из бюджета на возвращение пострадавших от банкротства турецкой Sky Airlines. Вывоз туристов из Турции обошелся казахстанской казне почти в 1 млн долларов. В результате в законе «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации» появились поправки ужесточающие требования к организации авиаперевозок.
Как бы то ни было ассоциации туроператоров и турагентств Казахстана совместно с национальным авиакомпанией Scat заявили о том, что найдут таки документы, которые подрубят крылья единственному самолету компании «Инвест Авиа» и предъявят их на пресс-конференции на следующей неделе, а значит продолжение следует…