Стены из пенопласта, протекающая крыша, оконные щели и электрические обогреватели вместо печи. Именно так описывают «убранство» своих «элитных» коттеджей учителя, медики и полицейские, купившие у государства новехонькое жилье. Дома, за которые семьям придется платить кредиты в течение многих лет, разваливаются буквально на глазах, передает корреспондент YK-news.kz.
Элитный поселок для «государевых слуг» в 22-м жилом микрорайоне сдали в эксплуатацию еще в 2011 году. Предполагалось, что здесь поселятся лучшие медики, учителя, стражи правопорядка. Амбициозный проект воплощала подрядная организация РГП «Енбек-Оскемен».
Большинство местных жителей согласились стать участниками госпрограммы исключительно из-за выгодного кредита с низким процентом. Стоимость жилища — около шести млн тенге. Примерно за эти же деньги можно купить однокомнатную квартиру с евроремонтом в центре города.
— Дом нашему сыну обошелся в 35 тысяч долларов, — рассказывает отец одного из участников госпрограммы Кайсен Балтаев. — Они с женой работают врачами, вот им и предложили купить такое жилище на выгодных условиях. Теперь в течение 15 лет они будут рассчитываться за покупку. Из них первые пять – по 60 тысяч тенге в месяц. А сколько еще нужно вложить в дом, чтобы в нем можно было жить!
По рассказу родителей Ермека Балтаева, семейная пара поздно поняла, что затея с покупкой коттеджа была крупной ошибкой. Семья с маленькими детьми заселилась в новое жилище и уже через пару дней Балтаевы отчетливо поняли, что жить в нем невозможно! Во время дождей с потолка бежала вода, а из оконных щелей постоянно дуло. На крыше листы металлочерепицы постелены так, что в образовавшиеся зазоры можно просунуть палец. Под ними — тонкие листы ДСП и гипсокартона, которые ничем не утеплены и свободно пропускают влагу. Стены выполнены из пенопласта (!!!) и нескольких сантиметров бетонного раствора. В домах холоднее, чем даже на улице, уверяют жители. И называют свои дома по-свойски «шымкентский вариант» — мол, жить в таких можно только на теплом юге.
А чтобы не околеть, жильцы вынуждены закупать по несколько обогревателей в каждую комнату. В результате приходится ежемесячно платить немалые суммы за электроэнергию.
— Когда у молодых родилась двойня, мы настояли на их переселении в нашу квартиру на КШТ, — добавляет Кайсен Балтаев. — А мы с супругой заселились в этот дом. У них трое детей – четырехлетняя дочь и двое сыновей, которым только два годика. Невозможно здесь было жить с маленькими детьми, да и мы не могли позволить, чтобы наши внуки мерзли и болели. Платить ежемесячно 60 тысяч за кредит и еще 60 тысяч за свет они бы точно не потянули. В доме 14 теплофонов, и их все равно недостаточно. Многие соседи говорят, что по проекту вместо этих обогревателей в домах должны были установить отопительные котлы, но предпочли вот такое «нестандартное» решение. Сэкономили, наверное. Мы, так и не дождавшись помощи от властей, стали сами ремонтировать и утеплять дом.
Жильцы новых ветхих домов куда только не жаловались. Даже несколько раз пытались судиться с отделом ЖКХ, являющимся заказчиком «стройки века». Городские власти обещали разобраться в проблеме. Да только тепло от посулов горадминистрации пока не стало.
Между тем, некоторые новоселы сами принялись за ремонт и реконструкцию домов. Супруг учительницы Алтынай Жигитековой сложил печь, а сейчас взялся за ремонт крыши. В семье четверо детей. Им в экстремальных условиях просто не выжить.
— Печь мы сами поставили, потому что было невозможно столько платить за электричество. Мы бы, наверное, уже с голоду померли, если бы все так оставили, — сетует Алтынай Жигитекова, как и ее соседи по несчастью принявшая участие в программе. — Когда заселялись в декабре 2011 года, весь дом был изморозью внутри покрыт. Пришлось включать теплофоны. 75 тысяч тенге у меня тогда за свет намотало. Здесь для жизни никаких условий нет. Окна все слабые, однокамерные. Ванна — не ванна, а тазик какой-то, из-под пола постоянно дует. Мы много раз жаловались и в акимат городской, и в ЖКХ. Все без толку. Заявления так и лежат. Собак бродячих в округе полным-полно, света на улице нет, дороги нет. Сын каждый день в восемь вечера из Назарбаев интеллектуальной школы возвращается – страшно за него. Автобусы сюда не ходят, километр до остановки приходится идти.
Тем временем в городской администрации уверяют, что в курсе проблем коттеджного поселка. Давно пытаются судиться с подрядчиком, выполнившим работу, по мнению властей, совершенно безобразно. Но недобросовестную строительную организацию не пугает даже постановление суда. Самое интересное – пока поселок стоит незаселенный, а городской отдел строительства судится с подрядчиком, дома стали потихоньку разворовывать.
— С момента заселения от жителей 22 жилого района, построенного РГП «Енбек-Оскемен», начали поступать заявления и жалобы на качество строительства, — пояснили в отделе строительства Усть-Каменогорска. — Нами был организован выездной осмотр данного объекта для выявления дефектов и недостатков строительства. Жалобы жильцов нашли свое подтверждение. Второго сентября 2013 года ГУ «Отдел строительства города Усть-Каменогорска» обратилось с исковым заявлением в специализированный межрайонный экономический суд ВКО. Решением суда РГП «Енбек-Оскемен» обязали устранить все выявленные недостатки до 28 февраля 2014 года. Однако организация до сих пор ведет работы и делает это очень медленно, в связи с чем отделом строительства была направлена жалоба в городскую прокуратуру. Ведь из-за того, что застройщики своевременно не устраняют дефекты, в дома не могут заселиться жильцы и в коттеджах по сегодняшний день совершаются хищения. Директору стройорганизации было поручено исполнить решение суда до наступления холодов, утеплить кровлю в 16-ти домах и отрегулировать пластиковые окна, в которых имелись дефекты. Работы будут выполнены до десятого ноября 2014 года. В настоящее время в 12-ти домах подшили потолки, дополнительно уложили пароизоляцию и утеплитель.