Идея ничего не стоит, пока она не воплощена в жизнь упорным кропотливым трудом. Зинаида Пак, координатор Клуба молодых предпринимателей говорит, что с идеями приходят сотни, но четко и ясно сформулировать ее могут только десятки. А воплотить в реальность — единицы. Как удержаться на этом пути?
— Что это за клуб такой? И как вам в голову пришла такая идея?
— Это площадка для общения, место, где вы можете найти полезные для себя контакты, нужные связи. Мы существуем на рынке уже четвертый год. Официально зарегистрировались два года назад. Все началось с Глобальной недели предпринимательства. Впервые она состоялась в 2011 году. Это международная инициатива, которая проходит в 145 странах мира. Один раз в год в ноябре по всему миру проходит Большой фестиваль новаторов. В Казахстане фестиваль проводился уже 3 раза.
— Я была на одном мероприятии, мне очень понравилось. Это общение предпринимателей и тех, кто создает условия для развития их бизнеса. Возможность найти спонсора. Как это все проходит и какова ваша цель?
— У меня помимо Клуба предпринимателей есть еще пара бизнес-проектов, которые сегодня кормят меня. Но наш Клуб — это социальное предпринимательство, бизнес, который зарабатывает деньги на помощь другим людям. Цель Глобальной недели предпринимательства – это улучшение экосистемы в нашем регионе, в стране и мире в целом.
— Кто может стать членом клуба? Есть ли ограничения по возрасту, по бизнесу, его размерам?
— Молодой предприниматель – это не тот, кому 35 лет. Это — молодой по духу, у него предпринимательское мышление, он активен, смел в своих решениях. Это качества, которые присущи молодому предпринимателю.
— А бизнес стандартный или инновационный?
— Мы работаем с бизнесом самых разных направлений. Начиная от компаний с 5-10 работниками до технологичных стартапов. Недавно проводился конкурс инноваций КазИно, совместно с Национальным агентством технологического развития. И туда приходили глобальные проекты, которые невозможно реализовать за месяцы или даже годы. Это инновации в сфере агропромышленного комплекса, биотехнологий, фармацевтики, энергетики.
— Я сама имею техническое образование. И мне кажется, Казахстан превратился в инновационное болото. У молодежи нет инновационных идей. Вы этого не заметили?
— На этот конкурс было всего 270 регистраций. И в процентном соотношении это больше люди 45 лет и старше. Большой разрыв между учеными-изобретателями советского времени и молодыми учеными. Но молодежь есть. У нас на конкурсе была команда девушек-студенток. Очень интересно наблюдать, как молодые люди озвучивают свои инновационные идеи. А ученые с опытом в развитии инноваций помогают им. Одна команда выиграла специальный приз от компании «Shevron». Эти ребята тоже являются студентами. Они представили мобильное приложение, которое позволяет управлять на расстоянии приборами в доме. Мне как женщине это изобретение очень понравилось. Просто подключаешь все приборы к приложению и через Интернет управляешь. Автоматически отпадает проблема невыключенного утюга. Они все это продемонстрировали на примере лампочки и получили специальный приз — 10 000 $.
— Вот они выиграли эти деньги, а увидим ли мы это приложение?
— Мы надеемся, что они смогут правильно распорядиться этими деньгами. Наш клуб будет наставником проекта, помогать ребятам выходить на новый уровень. Нельзя сказать, что старт проекта будет через месяц или два. Есть над чем работать, куда стремиться. Эксперты из России, которые были в качестве жюри, сказали, что команда сильная, собранная, и если они продолжат работу, то смогут выстоять. И через год-два представят свой классный результат. Большая проблема начинающих предпринимателей и стартап-команд в том, что быстро кончается запал.
— Начать бизнес несложно, сложно его удержать.
— Да. Смелые ребята собираются и думают: «сейчас мы за пару недель или месяцев все запустим». Но инновационные проекты долгоиграющие. В них нужно вкладывать, нужно пахать. А энтузиазм быстро заканчивается. Время такое, что деньги хотят получать здесь и сейчас. Наш клуб помогает таким стартап-проектам, начинающим предпринимателям верно идти по своему пути.
— Ученые старой закалки считают, что они могут генерировать идеи, а деньги должен привлекать кто-то другой. Для таких людей у вас есть помощь?
— Есть совет для таких ученых. Во-первых, нужно отказаться от идеи жить на гранты. Есть проекты, которые ежегодно получают гранты от государства, от международных организаций. Они получают гранты и живут на них из года в год. А проект никак не реализуется. Нужно менять мышление. Ты разрабатываешь проект для того, чтобы он приносил тебе деньги, чтобы сделать жизнь людей лучше, а не для того, чтобы благополучно съедать грант. Человек, меняя мышление, понимает — я изобретаю это для бизнеса. И тогда он начинает привлекать людей в свою команду. И это должны быть люди из бизнеса. Они могут быть далеки от науки, но они знают, как зарабатывать деньги.
— А какие проекты победили?
— Из 270 заявок хорошо оформленных было 137. Из них мы выбрали 25 полуфиналистов. Они записывали видеообращения для экспертов и членов жюри, где кратко описывали свой проект и его преимущества. В итоге у нас осталось 10 финалистов, которые презентовали свои проекты в Астане. Все они заслуживают внимания. Так как конкурс по энергетике, все проекты связаны с традиционными и нетрадиционными способами получения электроэнергии. Новшества и инновации для экономного потребления электричества.
— А что запомнилось? Например, добыча электроэнергии из растений или воды — было такое?
— Были такие проекты. Но они не убедили экспертов. Они были хороши как идеи. Но слишком сырые. Или человек недостаточно хорошо заполнил заявку и не смог ответить на важные вопросы. Проекты оценивались по разным категориям. Начиная от маркетинга, объема рынка, заканчивая, размером финансирования. А еще сроки, когда проект отобьется, монетизация, коммерциализация. К сожалению, многие валились на самых первых вопросах – описать свой проект. Сделать это нужно было в 250 знаках. И это нормально. Мы работаем с инвесторами. И если ты за минуту не можешь описать суть своего проекта, то скорее всего, сам не понимаешь, что делаешь.
— А кто оценивал эти проекты?
— У нас эксперты были из Казахстана и других стран. Так как категории оценки были разные, то эксперты были из разных сфер. Это энергетики, специалисты по стартап-проектам в целом, маркетологи, бизнес-консультанты, экономисты.
— Есть клуб, есть проекты. А что дальше? Ради чего эти люди боролись?
— Есть главный приз. Победители конкурса КазИно уезжают на стажировку по образовательной программе в Кремниевую долину, в США. Цель поездки – получить дополнительные знания от специалистов, которые запускают такие проекты. Возможно, там будут встречи с потенциальными инвесторами. Для чего организуются эти проекты? Мы сейчас сеем зерна, которые взойдут. Нужно людей в нашей стране мотивировать на изобретения, не бояться действовать. Если мы будем говорить, что за границей уже все создали и ничего делать не надо, то наши ученые старой закалки никогда не смогут передать свой опыт молодым. И у нас инноваций не будет.
— А такие недели еще будут проходить?
— Этот проект только разрастается. В Казахстане она пройдет с 17 по 23 ноября в четвертый раз. В прошлом году наше мероприятие посетило 1500 человек за один день только в Алматы. А у нас было 5 городов. В этом году мы масштабируем событие. И привлекаем партнерские организации для проведения Недели предпринимательства по их городам. В Алматы будут центральные мероприятия. В других городах мастер-классы, небольшие конференции, фокус-группы. Цель – укрепить стартап сообщества и находить нужные контакты.
— Кому конкретно вам удалось помочь за эти 3 года?
— У нас много примеров, когда люди на этих мероприятиях знакомятся, кооперируются и создают новые проекты. Находят потенциальных партнеров, инвесторов, клиентов. А самое главное – единомышленников. Это большая тусовка людей, открытых к чему-то новому. Для предпринимателя — это очень важно. Дома и среди друзей ты не можешь говорить о бизнесе, так как тебя не понимают. А здесь все включены на бизнес. Они тоже хотят говорить об этом.
— В прошлые мероприятия мне понравилось, что сидели госслужащие и представители закона. Они помогали обсудить вот эти стороны идеи. Будет ли и в этот раз так?
— В этом году, как и раньше будут форумы – дискуссионные площадки. На них будут приглашены представители госорганов, малого и среднего бизнеса, представители крупных компаний. Они будут участвовать в круглых столах, обсуждать актуальные для развития бизнеса вопросы. За один стол садятся люди из рынка и люди из госорганов. И так мы найдем оптимальные решения для укрепления экосистемы в Казахстане.
— А как люди узнают о мероприятии и поймут, что им нужно туда идти?
— Спикеров, экспертов для озвучивания своего мнения мы пригласим персонально. У нас за 4 года уже налажена большая сеть контактов. Есть авторитет серьезной компании, работающей в этом сегменте. Для участников и других желающих — это стандартные инструменты маркетинга по привлечению людей. В 2011 году мы собрали 450 человек только с помощью соцсетей. Тогда у нас не было возможностей покупать билборды или эфирное время. Только бесплатные соцсети. Плюс наши партнеры, которые предоставляют нам свои рекламные площадки в качестве помощи.
— Кто хочет участвовать, должен просто прийти и поучаствовать?
— Да, желающий может зарегистрироваться на сайте www.gew.kz и участвовать.