Телеведущим быть легко, гласит народная молва. Тебя все знают, тебе платят большие деньги, ты звезда. Алексей Шахматов с этим согласен и уточняет: а еще тебе хотят набить морду. Иногда прямо в аэропорту. Об этом и разговор с Бабой Ягой. Начали с шахмат.
-Я пришел. Шахматы поставила?
— Я думаю, Шахматов, наверняка, умеет играть. Сыграем партию. Умеешь играть?
— Не угадала.
— Я тебя научу. Это пешки, они ходят только вперед.
— Пешки наименее симпатичны.
— Это фигуры, они ходят по-разному. Это Королева, ходит, как угодно. Король — беззащитная фигура. Всегда нуждается в защите.
— В защите Королевы. Так и у нас общество устроено. Всем рулит женщина. Это же неправильно.
— А что женщины у нас рулят?
— Все рулят. Это для вида во властных структурах мужики ходят. А рулят-то женщины. Шеи. Давай сыграем.
— Ты на радио работал?
— Меня пригласили работать на «Европа плюс». Там я начал свою республиканскую карьеру. Потом это радио неожиданно стало «Ретро FМ». На этом моя карьера на радио закончилась.
— Не жалеешь, видимо?
— Конечно, нет. Все, кто работал на радио, прекрасно работают на телевидении. А те, кто не работал на радио, часто на телевидении делают огрехи, например в дикции. У тебя с дикцией все нормально?
— Все хорошо.
— Все плохо. Ты не работала на радио, Баба Яга.
— 15 лет, дорогуша.
— Придумываешь тоже.
— С радио перевелся на телевидение?
— Что значит «перевелся»? Сейчас люди посмотрят и подумают, что нас там переводят, как пешек на шахматной доске. Я прошел жесточайший отбор. Кастинг. Знаешь такое слово?
— Костинг.
— Да. Там кости летели у тех, кто не прошел. А я прошел без «волосатой руки», без родственников в акимате. Обрати внимание. У тебя родственников вообще нет?
— Горемычная.
— Образ Бабы Яги – печальная вещь. Ты страшная, одинокая, грязная старуха. Сажаешь детей, сжигаешь их в печи. А все потому, что у тебя мужика нет.
— Ты же тоже — не фонтан. Правду-матку рубишь.
— Нельзя сравнивать. Ты все себе гребешь, обманываешь людей. А я для общества полезное делаю.
— Тебя считают ходячим представителем моды. Никто не видел тебя в обычном одеянии. Ты вообще, одеваешь джинсы, футболку?
— Почему никто не видел? Не все костюмы от Brioni. Конечно, я не хожу в растянутых трико. Это неприлично. А вообще, ужасно, когда ты должен выглядеть прилично.
— А о чем тебя спрашивают, когда видят вне экрана?
— Меня не спрашивают. Они шепчутся. Дескать этот, как его, пошел. Есть, которые тебе улыбаются. Некоторые достают фотоаппараты, чтобы фоткаться. Один чуть не набил мне морду в аэропорту.
— Перелетал что ли?
— Редко, но такое бывает. Мы как-то затронули его личную жизнь в одном из сюжетов. Он увидел меня, решил поговорить по-мужски. Его самолет улетал.
— И он решил улететь. Перед нами шахматная доска. Ты все на ней понимаешь.
— Это не моя любимая игра. У меня отсутствует логическое мышление.
— А с какой фигурой ты мог бы себя сравнить?
— Детка, ну что ты задаешь мне такие вопросы. С Королем я себя ассоциирую.
— Он же самый беззащитный.
— Поэтому у меня есть Королева, которая меня защищает.
— Королева? А корольчата есть?
— С твоих уст звучит как крольчата. Есть две принцессы и один принц.
— Ты плодовитый, я смотрю.
— Лирическая нота пошла. Невозможно жить без детей. Можно закостенеть, как ты. Стать злой скотиной.
— Это лучше, чем доброй сволочью.
— Да, доброй сволочью — совсем ужасно. Таких много на телевидении. Приходиться с ними уживаться.
— У тебя есть суеверия, связанные с телевидением?
— Ну перестань. Суеверия могут быть у работников телеканала «Хабар». А на нашем канале работают с людьми, у которых такие проблемы — просто ужасно. Какие там суеверия. Мы бы давно умерли.
— Я много видела кто-то молится перед эфиром, читает заклинания.
— Это от незрелости. Я тоже раньше крестился перед эфиром. А потом думаю, не буду креститься – и ничего не произошло. Крест-то в душе. Если в Бога не веришь — все будет плохо. Вот ты, Баба Яга, не веришь в Бога, поэтому все у тебя плохо.
— Ты веришь в Бога. А верит ли он в тебя?
— Он всегда верит в нас. Почему у людей происходят несчастья? Потому что человек должен извлечь из этого урок.
— Если бы не была зла, люди бы не поняли добра.
— Если мы с тобой пойдем в эту философию, последние твои зрители разбегутся. Сколько сейчас у вас посещений на сайте?
— Много, много. Как ты вышел в эфир вживую, твоя жизнь изменилась?
— Слушай, я вышел в эфир вживую еще в школьном возрасте. Я вел программу на региональном костанайском телевидении. Я там начинал свою карьеру. После того, как вышла в эфир детская передача «Телепом», я вышел в народ, а меня никто не узнает.
— Обиделся и ушел на радио.
— Детскую передачу мы делали бесплатно. Моя первая зарплата на радио была 6000 тенге. Это было круто. Но это была школа.
— А если тебя уволят с телевидения и радио, что еще умеешь делать?
— Ничего не умею, бабушка. Не уволили бы. Есть такое слово «призвание».
— А еще есть слово «блат». Найдется кто-нибудь, кто сместит.
— Я считаю, всегда так быть не может. Если таланта нет, то долго не задержишься.
— Вот на Западе, ведущий все составляет сам от и до. А у нас работают по сценарию.
— Вот как ты.
— Нет. Это, чтобы не забыть кому и сколько должна. Ведущий является ведущим или он просто диктор?
— В большинстве случаев — диктор. Но давай разберемся. Я веду 3 телевизионных программы. В новостях само собой — диктор. Подводки пишут авторы сюжетов. В ток-шоу есть сценарий и наушник. Просто не успеваешь следить за всем, что происходит на площадке, и человек тебе подсказывает. Вопросы прописаны. Но можно тупо читать вопросы, не понимая, что происходит на площадке, а можно опираясь, развивать тему, которой нет в вопросах. Это очень сложно. В «Другой правде» я выступаю в роли продюсера. Правлю тексты и делаю общий вид телепрограммы. Поэтому не считаю себя тупо диктором. Я — ведущий и автор.
— Ты сейчас находишься на пике популярности.
— Мне не нравится это слово. После пика только пропасть.
— Ты можешь ставить условия по зарплате своим работодателям?
— Не то чтобы условия. Я позволяю себе капризничать. Просить бонусы.
— Какой был последний бонус?
— Не могу тебе сказать. Я всего пару раз в жизни просил повышения зарплаты. Так как руководство и так знает, сколько должен зарабатывать Алексей Шахматов на их канале. Тебя устраивает сколько тебе платят?
— Да, выше крыши.
— Прекрасно. Руководство чувствует нас.
— Если тебе дать волю, что бы ты еще придумал? Есть идеи?
— Чтобы генерировать идеи, надо ничего не делать, сидеть и думать. А я все время занят. Три проекта не делает никто даже в России. Но скоро должно что-то измениться. Это мне экстрасенс предсказал.
— На корпоративы пойдешь?
— Меня не приглашают. Я пару раз был, мне не понравилось. А вообще, прибыльный бизнес.
— А сколько берут наши звезды?
— Какие? Роза Рымбаева? Мне говорили, у нее цена очень варьируется. Может и за 2000 долларов спеть. Мне говорили, я не уверен. Кайрат Нуртас – 10 000.
— А тебе сколько предлагали?
— Давай завязывай. Мне платят зарплату на моем телеканале.
— Свои сбережения в какой валюте предпочитаешь держать?
— В нашей семье нет сбережений. Это плохо. Мы ни на чем не экономим.
— Поговорили о многом. Осталось самое главное – спутница жизни. Кто она?
— Она женщина.
— Слава Богу! А то у многих – телевизор.
— Ее зовут Светлана. Мы с ней познакомились на радио.
— На Европе?
— Она была и остается там главным бухгалтером. Сечешь? Я вообще считаю, что романы надо заводить на работе. Потому что роман с работой не заканчивается никогда. Полюбили друг друга.
— Сколько вы вместе?
— Лет 7-8. А ты одна.
— Кащей заскакивает, иногда Иванушка.
— Ты так сказать…
— Нет. Я нормально сказать. Партийку мы еще доиграем.
— Я первый раз в формате интервью. Дорогие зрители, любите друг друга. Ни деньги, ни власть не дают нам столько сил, как любовь.