Недавно прозвучало заявление министра обороны США Чака Хейгела относительно российских вооруженных сил: «Россия вплотную приблизилась к границам НАТО». Заявление более чем странное, учитывая, что НАТО, включавшее в 1991 году 16 стран-членов, после исчезновения в 1991 году Советского Союза с политической карты мира, провело уже три расширения своего состава.
В результате число стран-членов блока достигло 28, а границы блока вплотную придвинулись к России, утратившей ряд территорий в Балтии и Закавказье. Отметим, что поскольку НАТО было создано для предотвращения потенциальной агрессии СССР против западной Европы, то с развалом СССР, казалось, исчезла и причина существования этого блока. Увы…
В последние годы неприятие растущей роли России в мире выражается в усилении военной активности стран альянса на ее границах, проведении учений по сценариям отражения «агрессии с Востока», переброски в этих целях из США в Европу тяжелой боевой техники, задействовании американской стратегической авиации. По словам нового генсека НАТО Йенса Столтенберга, альянс и его члены только в этом году уже организовали около 200 учений.
Миллионы долларов вкладываются в модернизацию военной инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы, включая удлинение взлетно-посадочных полос, строительство дополнительных складов и осуществление других мероприятий, необходимых, по натовской терминологии, для размещения потенциала усиления. В рамках так называемого особого партнерства НАТО активизирует сотрудничество с рядом бывших «братских союзных республик». В частности, с Украиной, на территории которой предусматривается проведение регулярных совместных учений.
По утверждениям руководства блока, все эти меры имеют чисто оборонительный характер. Причем на вопрос: «От кого вы обороняетесь?» звучит ставший уже стандартным ответ: «Мы обороняемся от любой угрозы, которая бы могла возникнуть». Однако, почему то эта «любая угроза» связывается, в первую очередь, с Россией.
После разрушительных интервенций НАТО на Балканах, в Ираке, Ливии поводом для «возвращения к истокам» («обороне» периода холодной войны) и оправдания собственных неправомерных действия в отношении России, стали события на Украине. В апреле текущего года, бывший тогда генеральным секретарем НАТО Андерс Расмуссен призвал европейских членов НАТО к увеличению расходов на оборону, в качестве реакции на обострение российско-украинских отношений.
Подводя итоги своей пятилетней деятельности на посту генсека Расмуссен отметил, что «в краткосрочной перспективе мы укрепили воздушную охрану в странах Балтии, направили корабли в Балтийское и Черное моря, провели учения в странах Балтии и в Польше… Последующие шаги, если они понадобятся, будут включать в себя обновление планов обороны, военные учения, а также надлежащие развертывания [войск]».
Несколько позже, на прошедшем в начале сентября в Кардиффе (Уэльс, Великобритания) саммите стран-членов НАТО, его участники призвали Россию прекратить военную агрессию в отношении Украины. При этом было принято решение о создании сил быстрого реагирования в составе примерно 4 тыс человек, которые предназначены для быстрого ответа, в случае нападения России на какую-либо из стран НАТО. Генсек альянса тогда уточнил, что у НАТО уже есть силы быстрого реагирования, но «теперь мы намерены развивать то, что я назвал бы «головным отрядом» этих сил реагирования, он будет отличаться высочайшей степенью готовности».
Базы планируется размещать на территории Латвии, Литвы, Эстонии, Румынии и Польши. А ведь по Основополагающему акту Россия–НАТО от 1997 года альянс обязался не размещать на территории восточноевропейских стран-членов дополнительных существенных боевых силы на постоянной основе. Правда, конкретных критериев определения понятия «существенные боевые силы» как не было, так и нет. Поэтому России приходится самой оценивать, насколько «существенными» являются меры по укреплению восточного фланга НАТО применительно к ее безопасности.
Следует отметить, что в ходе этого саммита многие представители восточноевропейских членов альянса открыто заявляли, что с момента вступления в НАТО «мечтали и добивались» размещения на своих территориях иностранных войск (и, прежде всего, американских). Это лишь подтверждает, что планы по усилению «восточного фланга» НАТО разрабатывались задолго до событий на Украине.
Особенно в русофобии замечена Польша. Ее новый совет министров во главе с премьером Эвой Ковач принял на днях документ «Стратегия национальной безопасности», предусматривающий значительный (не менее 2% ВВП, как это предписывается регламентом НАТО) рост военных расходов. В рамках этих планов Варшава намечает передислоцировать часть своих вооруженных сил, традиционно расположенных в западных регионах, на восток страны. Мотив – «российская угроза». Западная пресса заговорила о том, что «Польша хочет перебросить к восточной границе тысячи солдат». Как видим, речь идет о продвижении военной инфраструктуры НАТО к границам России, а никак не наоборот. Безусловно, в ответ на очередное усиление конфигурации сил альянса Россия вынуждена принимать необходимые меры для обеспечения собственной защиты от новых угроз.
Поскольку ни одного прямого доказательства не найдено, то выискиваются любые поводы для обвинения России в вынашивании «агрессивных намерений» и подрыве безопасности. Так, в качестве фактов российской агрессии приводятся такие «серьезные» источники, как фэйки из социальных сетей. Или, к примеру, «интересная» статья журналистки, встретившей в одном из кафетериев Луганска российских военных, «открыто обсуждавших, что они там делают». Последним «мыльным пузырем» антироссийской пропагандистской кампании стала шумиха с поиском подводной лодки российских ВМС якобы потерпевшей аварию у берегов Швеции.
Впрочем, подобные заявления давно стали обычными. Если черной кошки в темной комнате нет, то ее надо придумать. Именно так поступили с Ираком. Представитель военного ведомства США со «стопроцентной уверенностью» заявлял о наличии у Ирака оружия массового поражения и даже показывал пробирку с химическим оружием якобы из Ирака. Спустя несколько лет, после кровавой бойни вдруг выяснилось – «ошиблись». Однако надуманные обвинения позволили устроить небольшую войну, сменить правительство, повесить лидера.…
Сокращая взаимодействие с Россией Северо-атлантический альянс не только не способствует укреплению общеевропейской безопасности, но и ослабляет международные усилия в борьбе с терроризмом, наркотрафиком, региональной нестабильностью.