Реальная заработная плата в Казахстане выше, чем показывает статистика, считает политолог Данияр Ашимбаев, передает КазТАГ.
«Есть проблема с доходами, есть официальная ставка среднего размера заработной платы — 130 тыс. тенге. При этом понятно, что практически никто на эти деньги не живет. По статистике видно, что среднее потребление у нас — 170 тыс. тенге, а зарплата средняя — 130 тыс. тенге. Где эти Т40 тыс. берутся — для всех загадка. Но это те расходы, которые можно зафиксировать, — формальная зарплата и формальные расходы. При этом у народа есть дельта, на которую они разными способами извлекают доход», — сказал Д.Ашимбаев на заседании круглого стола «Социальное развитие Казахстана: проблемы и перспективы».
Он отметил, что выявить реальную сумму средней зарплаты в Казахстане вряд ли возможно.
«Понятно, что официальная статистика по средней зарплате от реальной очень далека. У нас все упирается в теневую экономику, по разным процентам теневая экономика составляет от 20% до 70%. Есть самозанятые, которые вообще статистикой не учитываются. Поэтому реальную картину мы получить не можем, вот в чем проблема», — пояснил Д.Ашимбаев.
По его словам, всеобщее декларирование доходов также не поможет решить проблему.
«Думаю, декларирование доходов и расходов не поможет. Потому что процедура очень забюрократизированная и все равно все конверты в декларации не узаконишь. В декларацию будут ставить только официальные доходы — зарплаты, гонорары, которые идут через кассу, через налоги, через банк. А те суммы, которые там идут «серые», они в декларации не покажут», — добавил Д.Ашимбаев.
По мнению Д.Ашимбаева, граждане психологически не готовы платить налоги в полном объеме.
«Снижая налоги, мы теряем налогооблагаемую базу. Со снижением налогов в 2006-2007 годах у нас достаточно серьезно сократились доходы бюджета. В результате чего вынуждены были распечатать нацфонд и привлекать внешние займы. С другой стороны, это вопрос психологический — готово ли население платить налоги вообще в том объеме, в каком это требуется государству», — сказал он.