Война на Украине прекращена. По крайней мере, пока. Но информационные сражения продолжаются. Один из свежих тому примеров — статья Дэвида Блэра из британской газеты Guardian о «генерале Морозе», которая отражает типичное восприятие западным обществом современных российско-украинских отношений.
«У русских есть особый ресурс, который воюет всего несколько месяцев в году, но именно он помог России отбить Наполеона и Гитлера.
Генерал Мороз — он создает невыносимые для всего нерусского живого температуры.
Он никогда еще не подводил Россию. Очень скоро президент Путин даст генералу Морозу новый приказ. На этот раз вместо борьбы с внешним вторжением он будет воевать против Украины и Запада. Пока мы отвлекли свое внимание на Ближний Восток и группировку ИГИЛ, Путин проспонсировал рождение новой страны на карте Европы с населением примерно в 3 миллиона человек.
Новороссия, или «Новая Россия», занимает обширный кусок региона Донбасс на востоке Украины. Сегодня эта территория существует под властью пророссийских агентов, чье оружие, обучение, командиры и пехотинцы обеспечиваются щедрой дланью Путина. Как люди Крыма, который был поглощен Россией в марте, люди в Новороссии не имели возможности принять участие в последних парламентских выборах на Украине. На фоне всего этого группа отважных людей, выживших, невзирая на пули снайперов во время февральской революции в Киеве, принялась за построение на Украине истинно европейской демократии.
Многие украинцы разочарованы своим новым президентом Петром Порошенко. Он на самом деле поддерживал революцию, даже когда ее успех был весьма призрачен. И он всегда говорит только правильные вещи про реформы. Но все еще закрадывается смутное сомнение, что в сегодняшних авгиевых конюшнях украинской политики один из самых ярких ветеранов этих конюшен все-таки выглядит как представитель старорежимного мира.
В то время как украинцы неоднозначны в своем отношении к новому президенту страны, сомнений относительно Путина у них нет: он совершенно непреклонно намерен задушить успехи революции и заблокировать движение Украины в фарватере Европы.
Потому нам следует с умиротворением взирать на стройные ряды украинцев, марширующих на избирательные участки. Путин все еще пользуется преимуществом в данной борьбе. Пока что он остается негибким в отношении санкций. Даже уничтожение малазийского пассажирского самолета повстанцами, пользующимися покровительством Путина, особой роли не сыграло. Этот редкий образчик кровопролития, унесший жизни 298 человек, единственная вина которых заключается только в том, что они имели неосторожность пролетать над Украиной, показал полное отсутствие какого-либо стыда у Путина.
Был только единичный момент, когда казалось, что планы Путина рушатся. В августе вооруженные силы Украины начали решительное наступление с целью отбить землю у повстанцев. Несколько недель казалось, что президент Порошенко восстановит контроль над Донбассом. И тогда Путин выбросил на территорию Украины тысячи солдат, прикрываемых танками и артиллерией. Это негласное вторжение остановило продвижение украинской армии и вынудило Порошенко подписать соглашение о прекращении огня от 5 сентября 2014 года.
Когда прекратился огонь, появились условия для возникновения Новороссии. В странах бывшего СССР существует клуб из нескольких непризнанных мелких стран, находящихся под фактическим контролем России и существующих в сумеречных зонах сомнительной юридической легитимности. Это – Южная Осетия и Абхазия в Грузии и Приднестровье в Молдове.
Новороссия стала самым новым и самым важным членом этого клуба. Ее столица – Донецк, является городом-миллионником, который принимал некоторые мероприятия в рамках кубка Европы по футболу в 2012 г. Это новое мелкое государство располагает ядром практически всей украинской индустрии, богатой запасами угля, и 7% от общего населения бывшей единой Украины. Без Новороссии Украина представляет собой изувеченное государство, лишенное экономической базы.
Петр Порошенко все свои надежды в намерениях вернуть регион возлагает на Минские договоренности. В теории, эта договоренность возвращает Украине контроль над границей с Россией и останавливает поток оружия, войск и танков. При этом должны отступить так называемые «незаконные вооруженные формирования». Условия соглашения не были соблюдены и, по крайней мере, уже после прекращения огня было убито 300 человек. Но Порошенко надеется, что санкции все-таки дожмут Путина и заставят его соблюдать Минские договоренности. Вот тут-то и вступает сам генерал Мороз. В июне Путин остановил поставки газа на Украину. Тогда это было не сильно обременительно, поскольку Украина и Европа еще как-то смогут обойтись без энергии летом.
Но по мере приближения зимы Европа начинает полагаться на русский газ. Примерно половина газа для Европы поставляется транзитом через украинские трубопроводы. Теоретически Путин может закрыть вентиль и заставить дрожать от холода Венгрию и Словакию. В то же время России нужны деньги от продажи газа, особенно, когда падают цены на нефть. Что касается генерала Мороза, ему уже наплевать на все эти соображения. Скоро он вернется в строй…»
Дэвид Блэр, Guardian