Новая экономическая политика Казахстана, по мнению экспертов, говорит об одном: наступило тяжелое время кризиса, и нужно понять, справится ли с этим Казахстан.
Жанибек Айгазин, экономист :
– Да, многих насторожило, что президент распечатал нацфонд. Но на мой взгляд это правильная и необходимая мера. Республиканский бюджет испытывает проблемы с выполнением доходной части, то есть государство не сможет полностью выполнить все свои обязательства. Плюс к этому сложная геополитическая обстановка в мире, низкая цена на нефть, спад производства, падение экспорта и импорта, у банков нет длинных денег… Но у нас есть подушка безопасности – это 28,3 млрд долларов, которые составляют золотовалютные резервы и 76,8 млрд – национальный фонд, который можно распаковать только по закону об использовании национального фонда, и сейчас самое время его использовать. Может быть, помните библейскую притчу о египетском фараоне, который увидел во сне, как семь тощих коров съели семь тучных, но не стали от этого толстыми. Смысл этой притчи в том, что за семью тучными годами обычно приходят семь неурожайных лет, и спасение от полного разорения в запасах сделанных в благополучные времена. Кроме того, в основных направлениях послания Президента взят и успешный пример ведущих стран мира — 250 млрд, которые идут на выкуп плохих кредитов у банков, сделано по аналогии с антикризисными мерами Японии в 90-х годах и США, с ее знаменитой программой «Политикой количественного смягчения». Банки будут поддержаны по принципу «too big to fall».
Сергей Акимов, политолог.
— Принципиально новой назвать ее сложно. Подобного рода политика ведется начиная с 2007-2008 года, когда начался предыдущий кризис. Суть ее заключается в том, чтобы поддерживать экономику за счет ранее накопленных средств в национальном фонде. Я ничего не увидел принципиально нового в том, что делается. Все пункты, которые озвучил президент, они ранее либо анонсировались, либо реализовывались в более ограниченном виде. Это касается и поддержки бизнеса, как малого и среднего, так и крупного, поддержки крупных инфраструктурных проектов, которые обеспечат, без сомнения, рост ВВП и по крайней мере, сохранения текущих, достаточно неплохих, экономических показателей в очень непростых экономических условиях. По большому счету, можно сказать, что аннонсируемые меры являются своеобразным спасением для правительства Карима Масимова. Если этих мер не предпринимать, результаты правительства в следующем году будут просто катастрофическими и это, безусловно, скажется негативно в карьерных перспективах ее членов и в целом, на имидже исполнительной ветви власти. В таких же условиях выделение таких серьезных средств на развитие экономики позволит сгладить эти негативные последствия и стимулировать производство.
Катерина Клеменкова, Серикжан Маулетбай