Психологи говорят, что ребенок — это чистый лист бумаги. Первые записи на нем делают родители и семья. Но что, если их нет? Если они исчезли и ребенок оказался в детдоме? Что становится с такими «листиками?» История нашей героини даже не о том, как она сама написала себя, став из «брошенного котенка» успешным человеком и ученым в наши непростые дни. Эта история о том, как ребенок, лишенный родительской опеки и сюсюканья, сразу стал пытаться договориться с Жизнью: «Мама, забери меня, я буду мыть полы…». Мама не забрала. Но эта девочка сама стала заполнять свой «лист»…
Сейчас Зарина Шумжанова (имя изменено) – молодой ученый, кандидат, доцент в одном из престижных казахстанского вузов. Общаясь с ней, невозможно поверить, что перед тобой человек, который с рождения жил в детдоме и относился к категории «трудных», «неуправляемых», который дрался по любому поводу и без, не умел писать и считать до третьего класса.
После того как в детском доме в Восточно-Казахстанской области прозвенел последний звонок, всех выпускников привели в финансовый колледж.
– Никто нас не спрашивал, кем мы хотим быть, где бы хотели учиться, просто директор детдома посчитал, что эти профессии престижные и, может быть, после окончания колледжа мы сможем выбиться в люди, – вспоминает Зарина о том времени.
Но никто из детдомовских ребят не смотрел так «далеко» вперед, как директор. Мальчишек и девчонок интересовал только один вопрос: как жить сейчас?
– Кушать готовить мы не умели, финансами распоряжаться не умели, поэтому все встали и ушли, даже экзамены сдавать не стали, – рассказывает героиня.
Весь выпуск отправился прямиком в СПТУ, где было 5-разовое питание, общежитие и даже казенная одежда. А после камвольно-суконного училища работать на камвольно-суконный комбинат…
Скорее всего, Зарина так и продолжала бы плыть по течению, если бы не перестройка, когда все заводы, фабрики и комбинаты в Казахстане закрылись.
Три подружки осталась на улице — под дождем, без работы и без комнаты в общежитии, только с тремя маленькими сумочками, где умещались все их личные вещи.
– Мы сидели на лавочке под дождем с кульком семечек, а все возвращались вечером с работы и спрашивали нас: «Что сидим?» Мы отвечали, что общежитие закрыли, комбинат закрыли и нам просто некуда идти.
Старшие сотрудницы комбината разобрали девочек как котят: сначала забрали одну, потом вторую. Зарина осталась одна.
– Я сидела и думала, что я никому не нужна. Такая замечательная, молодая и абсолютно никому ненужная.
Зарина вспомнила, как в четвертом классе она с друзьями разбирала подарки в кабинете у заведующей детского дома. Тогда они залезли в шкаф и каждый нашел свое «Дело»… Дети были в шоке. Кто-то узнал, что его нашли на помойке, кого-то завернутым кульком оставили на проезжей дороге, двух сестренок бросили в лесу. От Зарины мама отказалась сразу, как только она родилась.
– Но я нашла ее адрес и написала домой: «Я учусь на тройки, у меня есть подружки, вы меня заберите, я вам буду мыть посуду и полы».
Ответ был коротким: «Здесь такие не живут, сюда больше не пишите».
У Макаренко есть такой педагогический прием, называется «Метод взрыва» – мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека и все его стремления, когда человек доведен до последнего предела, до такого состояния, когда вдруг понимает, что дальше так жить нельзя.
– Сначала мне было жаль себя, казалось, что именно я никому не нужна, а потом вдруг поняла, что чтобы быть кому-то нужным, надо что-то делать. Ведь тогда — в четвертом классе, своим детским умом я это понимала, когда предлагала маме мыть полы и посуду.
…Мокрую до последней нитки Зарину забрали поздним вечером.
– Проходила сестренка Галимы Уминдаровой, она меня спросила, что я сижу? Я ответила, что мне некуда идти. Она говорит, ну пойдем ко мне, будешь смотреть за детьми сестры.
Взяв в руки свои пожитки, Зарина пошагала за ней, не замечая ни дождя, ни темноты, но с какой-то взрослой спокойной уверенностью в себе, твердо зная, что это путь в новую жизнь. Она твердо решила учиться и стать известным ученым.
– Да, мой путь не был выстлан лепестками роз, и никто надо мной не порхал, но я довольна тем, как сложилась моя судьба, и очень горжусь своими успехами, – говорит Зарина. – Я всегда знаю, что ответственность за все, что происходит в моей жизни, я несу сама, и даже рада, что росла в детском доме, потому что таких качеств как напористость, гибкость и умение справляться с трудностями, опираясь только на себя, я бы, наверное, не приобрела.
После окончания вуза в Семее, Зарина поступила в магистратуру в столичном вузе.
– Почему я захотела в магистратуру? Потому что, когда начала искать работу, мне все говорили: «У вас неполное высшее, мы не можем вас взять».
На все свои сбережения она купила билет на поезд и поехала в Алматы. Когда приехала, выяснилось, что опоздала на поступление на один день. Но она не вернулась обратно в Семей, а пошла к проректору и сказала, что опоздала, но хочет учиться. Под напором девушки проректор уступил.
– Я жила на стипендию, когда училась в магистратуре, и у меня не было возможности купить себе сапоги. Тогда мой научный руководитель подарила мне свои сапожки. Я их очень долго проносила, а после себя еще другой девушке отдала. Столь щедрый подарок я не забываю до сих пор. Вообще, я, наверное, счастливый человек потому что меня всегда окружают хорошие, добрые люди, – уверена Зарина.
Сейчас, когда Зарина хорошо зарабатывает, она помогает сразу двум детским домам – детскому дому №2 г. Алматы и Кокпектинскому детскому дому в Семее.
Воспитанница детского дома сейчас не просто успешный, а очень счастливый человек, и не только потому, что на каждом книжном прилавке можно найти ее труды и у нее много друзей, а еще и потому, что она любящая мать.
– Когда я узнала, что забеременела, мне стало очень страшно. Нет квартиры, да и смогу ли я обеспечить своего ребенка, – говорит Зарина. – Но потом решила, что даже если я не смогу дать ребенку корочки хлеба, я всегда смогу дать ему огромную материнскую любовь, которой не было у меня.
Страх и неуверенность снова заставили Зарину действовать. Она пошла в акимат и ей дали квартиру в аренду. А когда родился ребенок, стала писать книги, зарабатывая себе на жизнь.
– Когда я родила, ко мне пришли все мои детдомовские друзья. Кто-то купать помогал, кто-то приходил массаж ребенку делать, кто-то полы мыл, кто-то кушать готовил. Они даже назначили дежурство и распределили, кто за что отвечает. Мы и сейчас друг другу помогаем во всем. Если кто-то не может найти работу, все дружно ищут. Если кому-то надо найти жилье подешевле, мы тоже все объединяемся. И праздники все проводим вместе.
А когда выпадает свободное время, Зарина идет в детский дом, потому что главным в своей жизни считает помощь другим. Больше всего ее волнуют будущие выпускники детских домов. Именно их она учит помогать друг другу, самостоятельно решать элементарные проблемы, не надеясь ни на кого. Ее телефон есть у каждого выпускника детского дома №2 г. Алматы и Кокпектинского детского дома, они знают, что Зарина всегда поможет. Условие одно: не жаловаться, а просить совета.
P.S.: все имена в данной публикации изменены.